Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности

Страница 1

На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффект, надо знать, как эмоционально подготовлять детей к восприятию тех или других явлений, как организовать их эмоциональную жизнь. К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о воспитательном значении игры .»

Когда на глазах у ребят с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ — как путешествие, заниматься малышу интересно.

Игровые формы познания типа рассказ-эстафета, «пропавшая буква», придумывание предложений по заданному слову или предмету, «разговор чисел», «считай дальше», «что я видел», игры-драматизации по мотивам басен, сказок, телепередач, различные загадки, игровые конкурсы и игровые поощрения помогают воспитателю поддерживать интерес малышей к познанию.

А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод — игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело . У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.»

А.С. Макаренко видел сходство между трудом и игрой. Оно заключалось в следующем:

Во-первых. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли . Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

Во-вторых. «Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство».

В-третьих. «Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной .

Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель — создание материальных и культурных ценностей . Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет отношение косвенное».

Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать как игра, педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Это возможно в том случае, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра — это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра — это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитания у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять такт и осторожность.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Анализ состояния практики планирования воспитательной работы в школе
При планировании воспитательной деятельности классный руководитель наряду с определением целей, форм и способов воспитания учащихся пытается найти оптимальный вариант содержания, формы и структуры создаваемого документа - плана работы на учебный год или полугодие. Выбор того или иного варианта план ...

Виды воображения
Авторы учебного пособия И.В. Дубровина и др. (1999) выделяют следующие виды воображения. Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грёзы, состояния «безумного отдыха». Так, образы во сне рожда ...

Психологические особенности учеников среднего школьного возраста
Для организации учебно-воспитательного процесса в 7 - 8 классах в общеобразовательной школе необходимо хорошее знание психологических особенностей подросткового возраста. Каждый возраст имеет свои трудности, требует особого к себе подхода. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru