Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности

Страница 1

На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффект, надо знать, как эмоционально подготовлять детей к восприятию тех или других явлений, как организовать их эмоциональную жизнь. К этому же вопросу тесно примыкает вопрос о воспитательном значении игры .»

Когда на глазах у ребят с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами забавные превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ — как путешествие, заниматься малышу интересно.

Игровые формы познания типа рассказ-эстафета, «пропавшая буква», придумывание предложений по заданному слову или предмету, «разговор чисел», «считай дальше», «что я видел», игры-драматизации по мотивам басен, сказок, телепередач, различные загадки, игровые конкурсы и игровые поощрения помогают воспитателю поддерживать интерес малышей к познанию.

А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод — игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра — это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело . У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра.»

А.С. Макаренко видел сходство между трудом и игрой. Оно заключалось в следующем:

Во-первых. «В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли . Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».

Во-вторых. «Игра доставляет ребенку радость. Это будет или радость творчества, или радость победы, или радость эстетическая — радость качества. Такую же радость приносит и хорошая работа, и здесь полное сходство».

В-третьих. «Некоторые думают, что работа отличается от игры тем, что в работе есть ответственность, а в игре ее нет. Это неправильно: в игре есть такая же большая ответственность, как в работе, - конечно, в игре хорошей, правильной .

Отличие игры от труда в том, что в труде реализуется общественная цель — создание материальных и культурных ценностей . Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет отношение косвенное».

Термин «правильная, хорошая игра» надо понимать как игра, педагогически грамотно организованная, игра воспитывающая.

Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра — это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Это возможно в том случае, если игра «правильная и хорошая», как говорил А.С. Макаренко.

Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только его функции как ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра — это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра — это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные, образовательные задачи. Подбирать игры надо осмысленно, преподносить их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества они развивают.

В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитания у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

Содержание познавательных, дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять такт и осторожность.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Для нормальной самостоятельной работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по м ...

Классификация видов учебной литературы
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. Учебные планы и учебные программы (примерные, рабочие) составляют группу программно-методических изданий. Методические указания, рекомендации составляют группу учебно-методически ...

Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru