Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности

Страница 2

В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возникает активность ребенка, воля к победе.

Во внеклассной работе игра должна стать основным методом воспитания младших школьников. Особенно это важно для работы групп продленного дня. Дети, которые проводят целые дни в одном коллективе в условиях достаточно напряженной учебной деятельности, испытывают естественное утомление, напряжение, а может, и раздражение от «заорганизованности», постоянной регламентации поведения. Снять такие состояния легче всего именно в игре.

Сформировать навыки самоорганизации у детей младшего школьного возраста лишь на жестком режиме и требовательности невозможно. Только игра снимает жесткость в режиме. Без игры каждый день надо начинать с азов. А это — скука и однообразие, что порождает непослушание и взаимонепонимание детей и учителей. Все, что не подкрепляется положительными эмоциями, - не закрепляется в сознании как органичная целостная система навыков самоорганизации, а в результате плохо усваивается детьми как инородное их природе.

Первые два месяца ребенка в школе имеют огромное значение для всего периода школьной жизни. Именно от того, какими будут для малышей эти первые месяцы, зависят их дальнейшие успехи и неудачи. Учитель обязан обеспечить благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, поддержания и развития его интереса к учению, дальнейшего благополучного развития и воспитания.

Поскольку ведущей деятельностью дошкольников является игровая деятельность, то проведение традиционных школьных уроков в начале обучения ребенка в школе в первые дни и недели создает для детей много трудностей. Поэтому следует стремиться проводить занятия в виде уроков-игр, в процессе которых ученикам удается преодолевать переутомление и гиподинамию.

Учитель с первых дней обучения ребенка в школе как бы незаметно приглашает его в игровое общение. Дети понимают, что учитель с ними играет, помогая им учиться, и такая игра им нравится. В совместной коллективно-игровой познавательной деятельности ребенок, с интересом решая задачи, учится строить свои отношения, приобретает способность брать на себя обязательства и принимать решения, учится способности к рефлексии, к осознанию смысла того, что он делает, и другим человеческим качествам. В процессе игры ребенок приобретает необходимые знания и умения.

Именно в период адаптации к школе уроки не должны быть утомительными, однообразными.

У опытного учителя уроки строятся с учетом высокой потребности детей в движении. Они включаются учителем в специально организованные игры с определенной познавательной задачей.

Также важно дома создавать игровую среду для ребенка во время выполнения домашнего задания. Можно назначать в качестве наблюдателей за работой ребенка кукол или любых других любимых детьми игрушек. Родителям можно меняться ролями с детьми, которые на время превратившись в «учителей», обучают родителей - «учеников», растолковывая им, как правильно выполнить задание. Можно предлагать решить задания при использовании кубиков, яблок, чашек. Также родители могут выступать в качестве слушателей концерта, на котором их дети читают стихи, отрывки из сказок и тому подобное. Подобное взаимодействие с детьми дома в начальной школе поддерживает их интерес к учению, формирует старательность и умение доводить начатые дела до успеха, постепенно вырабатывать самостоятельность в выполнении домашних заданий.

Опытные педагоги-воспитатели с помощью игры умеют ненавязчиво поддерживать интерес детей к учению. У педагога особая необходимость в использовании игровых элементов возникает во время уроков, а также при организации часа самоподготовки в группе продленного дня, у родителей — при выполнении детьми домашних заданий. Универсальность и гуманизм игры позволяет использовать ее наряду с другими средствами организации самоподготовки, когда у каждого школьника есть желаемая возможность проявить себя. Ш.А. Амонашвили заметил, что « .не надо бояться того, что, заботясь о предоставлении ребенку радости жизни, мы можем нарушить урок, подменить учебную работу развлекательностью. Наоборот .»

Игра формирует коммуникативные навыки. Применение игровых технологий позволяет достаточно быстро и безболезненно установить контакт с детьми и достичь особого уровня доверия, позволяющего корректно предлагать им приемлемые способы расширения коммуникативной сферы.

Отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития. По существу, через игровую деятельность и движется ребенок. Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного кур ...

Цели, задачи и правила проведения классного собрания
Классное собрание помогает учащимся понять значимость проблем, происходящих в жизни, вовлекает их в процесс разрешения собственных проблем. Важно проводить классные собрания не от случая к случаю, а в системе, по определенной технологии. Цель классных собраний – помочь в решении проблем, развивать ...

Развитие фонематических процессов у младших школьников в норме и при нарушениях произносительной стороны речи
Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Младший школьный возраст характеризуется ин ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru