Связь моторной и познавательной активности играет положительную роль и потому, что отвлекает ребят от лишних движений. Требования, предъявляемые в игре, удерживают их от неконтролируемых движений.
Всякая игра требует признания каких-то правил. Это — принятые и обязательные для каждого играющего нормы. В некоторых играх они просты, в других сложны. Игра заключается в точном знании, соблюдении этих норм и в умелом, изобретательном их использовании для выигрыша. Игра тренирует не только изобретательность как следствие увлеченности, но и дисциплину и волю. Игра включает в себя обязательными звеньями знание, умение и изобретательность.
Благодаря игровой роли ребенок увлеченно выполняет те трудовые действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным.
Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.
Применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей по каким-либо причинам возникло отрицательное отношение к определенной деятельности или форме поведения.
Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление.
В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточится, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.
Через самовыражение в игре дети могут научиться настойчивости, самоуправлению, чувству ответственности, получить удовольствие от самостоятельных решений и понять, что их принимают вместе с их выбором. У детей также вырабатывается самодисциплина, необходимая для продолжительного усилия, и наступающее вслед за этим чувство удовлетворения – это невероятный скачок в формировании положительной самооценки.
Взаимодействуя со сверстниками в процессе игры, ребенок сталкивается с реальными социальными проблемами, которые он вполне способен преодолеть и решить. Следовательно, игра способствует социальному развитию, облегчая овладение правилами переговоров, нахождение компромиссов и соблюдение очередности. Развитие таких совместных навыков становится качеством позитивного самовыражения ребенка в игре с другими детьми.
Но, как указывает М.Г. Янковская, «следует помнить, что метод игры, активно стимулирующий детскую деятельность, носит до некоторой степени вспомогательный характер. Игру нельзя превращать в самоцель». Должна соблюдаться мера. В тех случаях, когда перед детьми ставится увлекательная цель, нет необходимости вводить в их трудовую деятельность игровые приемы. Игра всегда притягательна для ребенка, но как одно из средств воспитательного воздействия вовсе не при любых условиях целесообразна.
Итак, из выше сказанного следует, что игровая деятельность и игровые методы рассматриваются как важнейший путь включения детей младшего школьного возраста в учебную работу и как способ обеспечения эмоционального отклика на педогагическое воздействие. Игра формирует личностные качества ребенка, такие как адекватная самооценка, коммуникативные навыки, чувство ответственности, самодисциплина и т. д. Также игра повышает познавательный интерес и познавательную активность детей, создает благотворный эмоциональный фон во время процесса обучения.
Статьи по теме:
Роль игры в воспитании
личности
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...
Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8
классах
Различные курсы гражданского образования сегодня существуют уже во многих школах Российской Федерации. В ряде регионов оно включено в региональный образовательный компонент. Появились и продолжают появляться различные курсы и программы как рекомендованные для применения в общеобразовательных школах ...
Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у
школьников младших классов
В образовании России осуществляется переход от авторитарной к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося. Эффективность работы современной школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительн ...