Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности

Страница 4

Связь моторной и познавательной активности играет положительную роль и потому, что отвлекает ребят от лишних движений. Требования, предъявляемые в игре, удерживают их от неконтролируемых движений.

Всякая игра требует признания каких-то правил. Это — принятые и обязательные для каждого играющего нормы. В некоторых играх они просты, в других сложны. Игра заключается в точном знании, соблюдении этих норм и в умелом, изобретательном их использовании для выигрыша. Игра тренирует не только изобретательность как следствие увлеченности, но и дисциплину и волю. Игра включает в себя обязательными звеньями знание, умение и изобретательность.

Благодаря игровой роли ребенок увлеченно выполняет те трудовые действия, которые в обычной, неигровой обстановке кажутся ему малопривлекательными. Действуя в воображаемой ситуации, он как бы перешагивает рубеж своих возможностей: становится более сдержанным, волевым, организованным, решительным.

Игра непрерывно создает такие ситуации, которые требуют от ребенка действий не по непосредственному импульсу, а по линии наибольшего сопротивления. Специфическое удовольствие игры связано с преодолением непосредственных побуждений, с подчинением правилу, заключенному в роли.

Применение игры особенно необходимо в тех случаях, когда у детей по каким-либо причинам возникло отрицательное отношение к определенной деятельности или форме поведения.

Задания в игровой форме способствуют формированию у школьников интереса к математике, развивают аналитическое мышление.

В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточится, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

Через самовыражение в игре дети могут научиться настойчивости, самоуправлению, чувству ответственности, получить удовольствие от самостоятельных решений и понять, что их принимают вместе с их выбором. У детей также вырабатывается самодисциплина, необходимая для продолжительного усилия, и наступающее вслед за этим чувство удовлетворения – это невероятный скачок в формировании положительной самооценки.

Взаимодействуя со сверстниками в процессе игры, ребенок сталкивается с реальными социальными проблемами, которые он вполне способен преодолеть и решить. Следовательно, игра способствует социальному развитию, облегчая овладение правилами переговоров, нахождение компромиссов и соблюдение очередности. Развитие таких совместных навыков становится качеством позитивного самовыражения ребенка в игре с другими детьми.

Но, как указывает М.Г. Янковская, «следует помнить, что метод игры, активно стимулирующий детскую деятельность, носит до некоторой степени вспомогательный характер. Игру нельзя превращать в самоцель». Должна соблюдаться мера. В тех случаях, когда перед детьми ставится увлекательная цель, нет необходимости вводить в их трудовую деятельность игровые приемы. Игра всегда притягательна для ребенка, но как одно из средств воспитательного воздействия вовсе не при любых условиях целесообразна.

Итак, из выше сказанного следует, что игровая деятельность и игровые методы рассматриваются как важнейший путь включения детей младшего школьного возраста в учебную работу и как способ обеспечения эмоционального отклика на педогагическое воздействие. Игра формирует личностные качества ребенка, такие как адекватная самооценка, коммуникативные навыки, чувство ответственности, самодисциплина и т. д. Также игра повышает познавательный интерес и познавательную активность детей, создает благотворный эмоциональный фон во время процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 


Статьи по теме:

Обследование фонетической стороны речи
Обследование произношения звуков При выявлении нарушения произношения логопед должен обратить внимание как на произношение согласных звуков, так и на особенности произношения гласных. У детей-олигофренов произношение одного и того же звука речи часто является не одинаковым. Это зависит от структуры ...

Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулиров ...

Прием – сообщение учащимся биографии автора
Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного, детского опыта жизни, детских переживаний. Здесь уместно вспомнить драматурга А. Володина, сказавшего, что п ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru