Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками лингвистических терминов на уроках русского языка

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками лингвистических терминов на уроках русского языка

Страница 1

Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.

Любое понятие проходит длительный путь формирования в сознании учащегося, в процессе которого выделяются этапы.

Первый этап — анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

Второй этап — обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

Третий этап — осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Четвертый этап — конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).

Совокупность упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия, его термина и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.

Классификация упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

Предлагается использовать следующие типы упражнений:

Упражнения на использование языковых единиц, называемых заданным термином, в более сложных языковых конструкциях.

Цель: конструирование слов, словосочетаний, предложений, текстов.

образование слов из данных или подбираемых морфем. Пример: составьте слово из данных суффикса, приставки, корня и окончания;

составление гнезд родственных слов (однокорневых). Пример: подбери к слову однокоренные слова;

образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр. Пример: просклоняй слово по падежам, измени по числам;

образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;

составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;

составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.

Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с заданной терминологией.

Цель: формировать умение выделять существенные признаки термина.

Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):

языковой анализ текста. Пример: определить тип текста: описание, повествование, рассуждение;

синтаксический анализ (в пределах предложения). Пример: определить тип предложения по цели высказывания;

морфологический анализ (части речи, их формы). Пример: выписать из текста отдельно имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

анализ и характеристика лексики. Пример: определить значение термина, его толкование (возможно использование толкового словаря), объяснение словообразования;

морфемный анализ (состав слова). Пример: выделить в слове приставку, корень, окончание, основу;

фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения).

Пример: выделение звуков в слове, их количество; соотнесение звукового и буквенного состава слова; объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука; характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр., их отличия; слогоделение, ударяемые и безударные слоги; ударение.

На сравнение языковых единиц, называемых терминами одного класса.

Цель: выявление существенных признаков терминов одного класса.

Работа с определениями терминов. Например, выделение общего в определении термина, нахождение различий, определение функции данного термина.

Задания типа: сравни определение имени существительного и имени прилагательного. Что общего? Чем различаются эти определения?

На создание тематических групп терминов.

Цель: формировать умение группировать термины по общим признакам.

Классифицировать термины можно на различных основаниях, например, лексические термины, морфологические, фонетические, грамматические, термины графики, морфемики, словообразования.

Задания типа: из терминов – антоним, корень, основа, омоним, звук, суффикс, фонема – выпиши те, которые обозначают части слова.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Межличностные отношения как «субъект – субъектные» связи
В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность - " .е ...

Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...

Проблема формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене
В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru