Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками лингвистических терминов на уроках русского языка

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Совокупность упражнений, направленных на усвоение младшими школьниками лингвистических терминов на уроках русского языка

Страница 1

Конечной целью изучения в школе лингвистической терминологии является осознанное ее использование для грамматически правильного и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Но применению знаний необходимо учить, причем учить целенаправленно и систематически.

Любое понятие проходит длительный путь формирования в сознании учащегося, в процессе которого выделяются этапы.

Первый этап — анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятия. На данном этапе осуществляется абстрагирование от лексического значения конкретных слов и предложений и выделение того, что является типичным для данного языкового явления, языковой категории. Учащиеся овладевают такими умственными операциями, как анализ и абстрагирование.

Второй этап — обобщение признаков, установление связей между признаками понятия (установление внутрипонятийных связей), введение термина. Учащиеся овладевают операциями сравнения и синтезирования.

Третий этап — осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Четвертый этап — конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале. Упражнения на применение знаний на практике. Установление связей изучаемого понятия с ранее усвоенными (установление межпонятийных связей).

Совокупность упражнений предполагает строгий отбор видов упражнений в соответствии с этапом усвоения понятия, его термина и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.

Классификация упражнений осуществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются разные типы упражнений. Если в основу деления положить характер формируемых знаний, то упражнения делятся на две большие группы: морфологические (включая и лексико-морфологические) и синтаксические. Если же в качестве основы выступает характер деятельности учащихся (точнее, характер умственных операций, которые выполняют учащиеся в ходе упражнения), то выделяются упражнения аналитические, синтетические, упражнения на сравнение классификацию, обобщение.

Предлагается использовать следующие типы упражнений:

Упражнения на использование языковых единиц, называемых заданным термином, в более сложных языковых конструкциях.

Цель: конструирование слов, словосочетаний, предложений, текстов.

образование слов из данных или подбираемых морфем. Пример: составьте слово из данных суффикса, приставки, корня и окончания;

составление гнезд родственных слов (однокорневых). Пример: подбери к слову однокоренные слова;

образование форм слов - их склонение, спряжение, образование форм рода, числа и пр. Пример: просклоняй слово по падежам, измени по числам;

образование словосочетаний различных типов, с предлогами и без;

составление предложений различных типов: простых, сложных, с союзной связью и пр.;

составление (конструирование) текстов различных типов: повествования, описания, сравнительного описания и мн. др.

Упражнения на поиск языковых единиц в соответствии с заданной терминологией.

Цель: формировать умение выделять существенные признаки термина.

Языковой анализ имеет следующие виды (начинаем от крупнейших единиц - от текста):

языковой анализ текста. Пример: определить тип текста: описание, повествование, рассуждение;

синтаксический анализ (в пределах предложения). Пример: определить тип предложения по цели высказывания;

морфологический анализ (части речи, их формы). Пример: выписать из текста отдельно имена существительные, имена прилагательные, глаголы;

анализ и характеристика лексики. Пример: определить значение термина, его толкование (возможно использование толкового словаря), объяснение словообразования;

морфемный анализ (состав слова). Пример: выделить в слове приставку, корень, окончание, основу;

фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения).

Пример: выделение звуков в слове, их количество; соотнесение звукового и буквенного состава слова; объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука; характеристика звуков: гласные - согласные, твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие и пр., их отличия; слогоделение, ударяемые и безударные слоги; ударение.

На сравнение языковых единиц, называемых терминами одного класса.

Цель: выявление существенных признаков терминов одного класса.

Работа с определениями терминов. Например, выделение общего в определении термина, нахождение различий, определение функции данного термина.

Задания типа: сравни определение имени существительного и имени прилагательного. Что общего? Чем различаются эти определения?

На создание тематических групп терминов.

Цель: формировать умение группировать термины по общим признакам.

Классифицировать термины можно на различных основаниях, например, лексические термины, морфологические, фонетические, грамматические, термины графики, морфемики, словообразования.

Задания типа: из терминов – антоним, корень, основа, омоним, звук, суффикс, фонема – выпиши те, которые обозначают части слова.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей по профилактике компьютерной зависимости
Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, появились новые информационные технологии, люди все активнее пользуются персональными компьютерами и системой Интернет. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX век ...

Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка
Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы в ...

Роль самостоятельной работы учащихся на уроке
Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут. Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая с ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru