Целью первого исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава.
Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет;
Для обследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование.
Для выявления уровня сформированности коммуникативной культуры использовалось тестирование - тест В.Ф. Ряховского.
Психологический тест В.Ф. Ряховского имеет своей целью определить общий уровень общительности. Для этого испытуемым предлагается ответить "да", "нет", "иногда" на 16 вопросов. За каждый ответ "да" начисляется 2 балла, "иногда" - 1 балла, "нет" - 0 баллов. Затем по общей сумме баллов определяется уровень общительности:
• 30-32 балла - очень низкий;
• 25-29 баллов - низкий;
• 19-24 баллов - средний;
• 14-18 баллов - выше среднего;
• 9-13 баллов - высокий;
• 4-8 баллов - очень высокий;
3 и менее - общительность носит болезненный характер.
Результаты исследования
Полученные данные позволили выделить реальные уровни сформированности коммуникации и определить ряд факторов, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры. Как видно из полученных данных, 52,2% исследуемых имеют низкий уровень общительности, т.е. они набрали 25-28 баллов, что по критериям теста означает: эти учителя неразговорчивы и замкнуты, предпочитают одиночество. Новая деятельность и необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность характера и бывают недовольны собой.
Средний уровень общительности (19-24) имеют 20% испытуемых. Эти испытуемые в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой, слишком много сарказма без всякого на то основания.
Общительность выше среднего уровня (I4-18 баллов) имеют 13,4% исследуемых. Для этих педагогов характерна нормальная коммуникабельность: они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости; без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми; в то же время не любят шумных компаний.
Высокий уровень общительности имеют 13,4%. Они весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми; любят быть в центре внимания, они могут вспылить, но быстро успокаиваются.
Статьи по теме:
Содержание и методика работы с детьми раннего возраста
по сенсорному воспитанию
Для того, чтобы раскрыть содержание данного параграфа, нам необходимо определить, что мы понимаем под терминами «содержание обучения» и «методика обучения», так, в электронном словаре мы находим следующее определение: содержание обучения – это система знаний, умений и навыков, которыми овладевают о ...
Особенности изучение педагогического процесса
Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собо ...
Принципы обучения оригами
Оригами - японская техника складывания бумаги в различные декоративные фигурки. В предшествующей главе отмечалось, что любой школьный предмет, в частности любая тема, может служить средством развития самостоятельности учащихся как одного из ведущих качеств личности. Согласно определению, средством ...