Методическое изучение темы

Страница 1

Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка.

Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закрывания» невесты и обязательного «пира на весь мир» (хотя был соблюден православный церковный обряд).

И наоборот: если «языческие» элементы были исполнены полностью, то с церковным венчанием, считалось, можно и повременить, приурочить его, например, к освящению новой избы или крестинам ребенка .

Время играть свадьбы

Никогда не игрались свадьбы во время постов (за редчайшими исключениями). Избегали назначать свадьбы на постные дни недели (среда, пятница).

Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: «на маслену жениться — С бедой породниться».

Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться. Самым удобным и благоприятным временем, к которому и приурочивалось большинство свадеб, считались осенние и зимние мясоеды.

Осенний мясоед начинался с Успения (28 августа) и продолжался до рождественского (Филиппова) поста (27 ноября). В крестьянской среде этот срок укорачивался. Свадьбы начинали справлять с Покрова (14 октября). — к этому времени завершались все основные сельскохозяйственные работы.

Зимний мясоед начинался с Рождества (7 января) и продолжался до Масленицы (длился от 5 до 8 недель). Это был самый свадебный период в году, его так и называли свадебник, или свадебнец. Свадебник начинался на второй или третий день после Крещения, так как в великие праздничные дни, согласно церковному уставу, священники не могли венчать.

В весенне-летнее время свадьбы начинали справлять с «Красной горки» (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. В летнее время был еще один мясоед, он начинался с Петрова дня (12 июля) и продолжался до Спаса (14 августа). В это время (особенно в июле) тоже было принято играть свадьбы.

Свадебные обряды для вступающих в первый, второй и третий брак имели отличия. Если вступающие во второй брак были оба вдовыми, то на них не возлагались венцы.

Третий брак проходил без венчания, состоял только в молитвословии и вообще церковью не одобрялся. «Первый брак закон, второй — по нужи прощение слабости ради человеческой, третий — законопреступление, четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие». Тем не менее, дети даже четвертого брака пользовались всеми правами законных детей в разделе наследства.

Свадебный цикл

Свадебный цикл традиционно делится на несколько этапов: Досвадебные обряды (знакомства, смотры невест, девичьи гадания). Предсвадебные обряды (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки).

Свадебные обряды (отъезд, свадебный поезд, венчание, свадебный пир). Послесвадебные обряды (второй день, визиты).

Сватовство

Чаще всего сватами выступали уважаемые родственники со стороны жениха. Иногда сами родители жениха брали на себя эту роль или приглашали известного своим красноречием и обаянием человека постороннего. Но существовали и свахи, которые почти профессионально занимались этим делом.

Сваты

В роли сватов выступали либо свахи, либо родственники жениха (отец, крестный, крестная, дядя). Но во всех случаях благословение отца жениха было необходимо.

Свахи обычно не состояли в родстве с врачующимися, а выполняли роль посредников за определенное вознаграждение. В обязанности свах входило не только совершать само сватовство, но и подобрать предварительно его объект, разузнать о, том, какое приданое дается за невестой и в чем оно состоит: в одежде, деньгах или вотчинах. Кроме того, через сваху жених узнавал подробности о красоте и нраве невесты, которую в некоторых случаях мог видеть открыто только в день свадьбы.

Свахами обычно становились общительные и предприимчивые женщины среднего и пожилого возраста — из мещанского и купеческого сословий. Чаще всего это были одинокие вдовы, для которых сватовство являлось своего рода ремеслом, приносящим определенный доход. Сваха хорошо знала всех женихов и невест своего круга, их возраст и условия, которые ставила та или иная сторона, роспись приданого, которое давали за невестой.

В дворянской и богатой купеческой среде роспись приданого нередко составлялась отцом еще в день рождения дочери. Роспись была своего рода предложением, на основе которого впоследствии происходила брачная сделка и составлялся официальный договорный документ.

Все необходимые сведения о женихах и невестах свахи собирали в результате личных наблюдений и контактов с семьями, за небольшое вознаграждение получали их От посредников: домашней прислуги, всякого рода приживалок, гадальщиц, дворников и даже квартальных надзирателей.

В случае, если дело «связывалось», сваха получала от заинтересованной стороны вознаграждение. Размеры его зависели от зажиточности семьи. Помимо этого, свахе обязательно дарили кашемировую шаль. Чем больше было у свахи высватанных шалей, тем популярнее она была в городе и тем большим уважением пользовалась.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Особенности формирования сенсорных эталонов у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
У детей - олигофренов со значительным опозданием формируется умение выделять цвет как признак предмета (некоторые из них не умеют этого делать даже в начале младшего школьного возраста), им трудно усвоить названия даже основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый). Он ...

Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики
В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики. 1. Имитационные упражнения. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в ...

Модель социально-перцептивной компетентности педагога
Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными. Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru