Анализ понятия качества образования в современной школе

Страница 1

Вопрос качества образования в настоящее время приобрёл особую актуальность в связи с поиском эффективных механизмов устойчивого развития системы образования.

Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий. В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

В контексте этого подхода качество образования в школе XXI в. определяется как соотношение цели и результата, выражающееся в совокупности характеристик, которые отражают уровень достигнутых количественных и качественных результатов, уровень организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, условия, в которых он протекает.

Контингент обучающихся в образовательном учреждении имеет разный уровень мотивации к обучению: одарённые и требующие коррекции знаний ученики, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, которые требуют постоянного внимания со стороны педагогов.

Поэтому одной из проблем, с которыми сталкивается современная школа на пути достижения цели образования, была трудность оценки качества образования, управление которым состоит в динамизме, получении объективных, оперативных, непрерывно обновляемых и многоаспектных данных и своевременной коррекции работы с обучающимися.

Проблемы управления образовательным процессом в школе стали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникационных технологий в системе образования.

Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности: носитель знаний; передача знаний; получатель знаний; восприимчивость методик передачи знаний; фундаментальность знаний; востребованность полученных знаний; получение новых знаний.

Существуют следующие механизмы и процедуры в практике оценки качества образования: лицензирование, аттестация и аккредитация образовательных учреждений, педагогических кадров; итоговая аттестация выпускников основной школы (в новой и традиционной форме) и старшей ступеней обучения, результаты ЕГЭ, централизованного тестирования; мониторинговое исследование; социологическое исследование.

Но основной способ управления качеством образования в школе — индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе. В его основе лежат следующие принципы: получение индивидуальной информации о каждом обучающемся; полнота и анализ информации; непрерывность и периодичность получения и анализа управленческой информации; открытость измерения качества образования.

Исходя из разработанной модели качества образования в образовательном учреждении, определяют три ведущих критерия качества образования: критерии условия; критерии процесса; критерии результата.

Критериями условий качества образования в ОУ выступают: кадры, материально-техническая база, учебно-программно-методическое обеспечение, безопасность образовательного процесса, организация инновационной деятельности, управление, научно-методическая работа.

Критерии процесса качества образования мы состоит из 3 составляющих: организация процесса; содержание процесса; психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса.

Первые два критерия — это, прежде всего соблюдение и выполнение закона и нормативных документов образования. Третий критерий выстраивается исходя из конкретных особенностей.

Главными задачами таковы:

• Содействие в создании благоприятных условий для развития личности ребенка;

• Защита ребенка в его жизненном пространстве;

• Повышение правовой и психологической грамотности обучающихся и их семей; информационной культуры учителей;

• Поддержка детей в допрофессиональной подготовке (предпрофильная подготовка обучающихся).

Критериями качества результата образования в образовательном учреждении выступают:

1. Показатели качества образования на выходе системы (реализация стандарта).

2. Показатели качества образования внутри системы.

3. Показатели качества образования субъективного характера (учет мнений потребителей, данные педагогического мониторинга).

В работах М.М. Поташника и A.M. Моисеева качество образования определяется как соотношение цели и результата, меру достижения целей при том, что цели (результаты) заданы только операционально и спрогнозированы только в зоне потенциального развития школьника, меру достижения не просто хорошего результата, но наилучшего из возможных при минимально необходимых затратах, т.е. оптимального результата.

Таким образом, одним из направлений нашей работы являются: анализ уровня обученности школьников, анализ развития личности ребёнка и достижение им определённых этапов в соответствии с индивидуальными возможностями.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Структура БГУИР
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники – один из ведущих технических вузов страны, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов инженерного профиля в сфере современных информационных, телекоммуникационных технологий, радиотехники и электроники. Проф ...

Понятие «здоровье», его содержание и критерии
Существует много определений этого понятия, смысл которых определяется профессиональной точкой зрения авторов. По определению Всемирной Организации Здравоохранения принятому в 1948 г.: «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физ ...

Определение понятий комплексные и интегрированные занятия
«Закон об образовании» предоставил педагогическим коллективам возможность выбора образовательной программы. Но какую бы программу не выбрал детский сад, содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение следующих задач: • сохранение здоровья ребёнка; • развитие базовых качеств ли ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru