Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Страница 4

Термин «прилагательное» тоже заменяется выражением «слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?» Пример: «Прочитай слова. Поставь вопросы. Запиши сначала слова, которые отвечают на вопрос какой? Затем какая? какое? и какие?

Не вводится термин «глагол», аналогично прилагательному он заменяется выражением «слова, которые отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что сделал?» В учебнике используются задания типа «Найди слова, которые обозначают действия предметов. Поставь вопросы. Действия, каких предметов они обозначают?»

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»).

В разделе «Части слова» вводится термин «корень» - это главная часть слова, в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Также дается определение терминам: «суффикс» (Часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образуют новые слова); «приставка» (Часть слова, поэтому она пишется со словами слитно); «предлог» (это отдельное слово, поэтому предлоги пишутся с другими словами раздельно).

По этой программе лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведется наблюдение над значениями слов, объясняются и уточняются значения слов. Дети наблюдают над сочетаемостью слов, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, многозначностью.

Введено понятие "орфограмма", названы опознавательные признаки орфограмм. В учебнике дается определение: орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.

Орфография трактуется как 1) правила правописания слов; 2) раздел науки о языке, который определяет эти правила.

В III классе изучаются морфемные термины «окончание» и «основа». (Окончание – это изменяемая часть слова; основа – это слово без окончания; нулевое окончание – не выраженное звуками.)

Большое внимание в III классе уделяется морфологии. Дается понятие термину «Имя существительное» (самостоятельная часть речи, это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос кто? или что?). Здесь же изучаются одушевленные имена существительные (отвечают на вопрос кто?) и неодушевленные (отвечают на вопрос что?). Местоимение трактуется как слова, которые заменяют в речи имена существительные и другие части речи. Имя прилагательное авторы учебника определяют как самостоятельную часть речи, обозначающую признаки предметов и отвечающую на вопросы какой? Какая? Какое? какие? На примере имени прилагательного дается определение термину «антонимы» - слова с противоположным значением.

«Глагол – самостоятельная часть речи. Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?» Дается понятие неопределенной форме глагола.

«Выделение с помощью интонации одного слова в предложении называется логическим ударением».

Отводится время на изучение синтаксических терминов. «Грамматическая основа предложения – это главные члены предложения, подлежащее и сказуемое». «Подлежащее называет о ком или о чем говорится в предложении, и обычно отвечает на вопросы кто? или что?». «Сказуемое называет, что говорится о подлежащем, и обычно отвечает на вопросы что делает? Что сделает?». «Все члены предложения, кроме главного, - это второстепенные члены предложения». «Нераспространенные предложения, которые состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого), распространенные, в которых есть и главные и второстепенные члены». «Однородные члены предложения – отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же члену предложения». «Простое предложение, в котором одна грамматическая основа; сложное – предложение, в котором две и более грамматических основ».

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Организация и методы диагностики нарушений письма у учащихся начальных классов общеобразовательной школы
На современном этапе развития логопедии как науки все большее значение приобретают нейропсихологические методы диагностики речевых нарушений школьников. Комплексное нейропсихологическое обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функ ...

Упражнения, направленные на развитие навыков и умений использования грамматики
В методике приняты следующие основные типы упражнений, направленных на развитие навыков и умений использования грамматики. 1. Имитационные упражнения. Имитационные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оппозиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая структура в ...

Особенности детского досуга, его содержание
Одно из направлений деятельности педагога-организатора заключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досуг восходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг как явление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциалом человека и ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru