Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

Аналитическое образование » Межличностные отношения в детской группе » Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

Страница 1

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода. Таким образом, ценностные ориентации выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений. Ценностные ориентации относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированности которых можно судить об уровне сформированности личности.

Интерес к ценностным основам личности и общества всегда возрастал на рубеже эпох. XX век ввел проблему осмысления ценностей человеческого бытия на первый план научного познания. Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, социологии, педагогики и психологии на всех этапах их становления и развития как определенных отраслей знания. Так, философы европейской античности анализировали различные аспекты соотношения ценностей и целей человека. Восточная философия уделяла значительное внимание вопросам соотношения внутренних и внешних источников происхождения этических ценностей и норм. В новое время сама возможность использования ценностных категорий ставится под сомнение, и попытка вновь придать научное значение этическим ценностям личности была предпринята И. Кантом. Он полагал, что мораль и долг существуют в разуме и не нуждаются ни в какой божественной цели. Из морали вытекает цель, которая сама по себе имеет «абсолютную ценность» - личность каждого отдельного человека. Любое разумное создание «существует как цель сама по себе, а не только как средство» в отличие от предметов. С чувства долга начинается моральная высшая ценность.

В отечественной философии первые исследования в этой области, посвящены социальной обусловленности ценностей личности (В. А. Василенко, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий). На Западе положение об общественно-историческом характере ценностей получило развитие в работах классиков социологической традиции (П.А. Сорокин, Э. Дюркгейм, М. Вебер, У. Томас и Ф. Знанецкий, Т. Парсонс).

В научных исследованиях по педагогике и психологии, как указывает Н.М. Мухамеджанова, проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом ее «высшей» области. В то же время, для большинства теорий ценности не являются научными, т.е. эмпирически верифицируемыми категориями (3. Фрейд, Б. Скиннер).

Теория З.Фрейда представляет собой набор как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей, или цензором деятельностей и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы.

Наибольшее значение ценностные ориентации личности занимают в гуманистической педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл).

Н.М. Мухамеджанова также обращает внимание на мнение А. Маслоу о том, что «выбранные ценности и есть ценности» при этом действительно правильный выбор – это тот, который ведет к самоактуализации. Выбор человеком высших ценностей предопределен самой его природой, а не божественным началом или чем-либо другим, находящимся за пределами человеческой сущности. При наличии свободного выбора человек сам «инстинктивно выбирает истину, а не ложь, добро, а не зло».

Г. Олпорт, полагая, что источником большинства ценностей личности является мораль общества, выделяет ряд ценностных ориентаций, не продиктованных моральными нормами (любознательность, эрудиция, общение). Моральные нормы и ценности формируются и поддерживаются посредством внешнего подкрепления. Они выступают скорее в качестве, условий достижения внутренних ценностей, являющихся целями личности. Ребенок осознает ценность всякий раз, когда смысл имеет для него принципиальную важность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Графо-моторные нарушения, возникающие при письме
В процессе письма первоклассники с ОНР часто испытывают: трудности в ориентировке на тетрадном листе, проблемы в удержании строки (при письме на нелинованной бумаге), колебания наклона и высоты букв, несоответствие размеров их элементов. Ошибки в начертании, а также несоблюдение размеров и пропорци ...

Изменение силовых и скоростно-силовых показателей у юношей Х классов за период эксперимента
Анализ силовых показателей у юношей Х класса после эксперимента показал, что степень прироста силовых способностей в экспериментальной и контрольной группах была различной. В экспериментальной группе по четырем силовым показателям (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа ...

Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru