Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

Аналитическое образование » Межличностные отношения в детской группе » Понятие «ценности» и «ценностных ориентаций» педагога

Страница 2

Таким образом, можно сказать о том, что ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности» и «мотивы», В. Франкл - «ценности» и «смыслы».

Так что же такое ценностные ориентации? Приведем несколько определений, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание и функции ценностных ориентаций в жизни человека.

Ценностные ориентации - это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека, определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида.

В выше приведенном определении, на наш взгляд, наиболее полно отражено содержание ценностных ориентаций человека, их динамичный характер, их функции и значение в жизни человека, в развитии его личности. Однако нам кажется интересным и полезным и иное определение:

Ценностные ориентации - интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации. В этом определении отмечается важнейшая роль ценностных ориентаций человека в качестве одного из регуляторов его поведения и деятельности.

Приведем еще несколько определений, которые, так или иначе, дополняют предложенные выше.

Ценностные ориентации – это компонент направленности личности. Это разделяемые и внутренне принятые ею материальные и духовные ценности, предрасположенность к восприятию условий жизни и деятельности в их субъективной значимости. Ценностные ориентации служат опорными установками для принятия решений и регуляции поведения.

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Совокупность устоявшихся, устоявшихся ценностных ориентаций образуют своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Однако, определяя понятие ценностных ориентаций нельзя, не обратить внимание и на понятие того, что же такое «ценность».

Ценность – понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений и свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон данного.

Ценность – функция явлений служить деятельности людей, быть ее целью и средством, определенная общественно-индивидуальная значимость явлений.

Ценности - это обобщенные цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненнозначимых ситуациях. Система ценностей образует внутренний стержень культуры, духовную квинтэссенцию потребностей и интересов индивидов и социальных общностей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание должно быть тесно связана с нравственными и физическими его сторонами, иначе труд в воспитании человека не принесёт пользы. Задачи трудового воспитания усложняются с возрастом обучаемых. Они решаются поэтапно. У детей младшего возраста воспитывается трудолюбие и бережливость. Де ...

Художественное восприятие. Теоретические основы
Вся педагогическая работа по организации художественного восприятия-созерцания может быть намечена в двух главных направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Между этими направлениями нет непереходимой проп ...

Общая характеристика физической подготовленности детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru