Принципы и особенности обучения детей с отклонениями в развитии

Решая проблемы обучения и развития детей с отклонениями в развитии специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы. Вместе с тем учитывается то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

Специфичность организации педагогического процесса в школе-интернате II вида для слабослышащих детей состоит в особой компенсаторно-коррекционной направленности, имеющей целью восполнение пробелов психического развития детей (их речи, познавательных процессов и др.), затрудняющих усвоение основ наук, в ином исполнении средств и методов обучения (н-р, наглядно-предметные, наглядно-образные, словесно-логические и др.).

Одной из задач школы для слабослышащих детей является формирование и коррекция словесной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также для восприятия речи окружающих людей.

Нарушение слуха ведет к расстройству общего и речевого развития, к отклонениям в умственном и психическом развитии ребенка, нарушены слуховое восприятие, познавательная деятельность.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности образовательного процесса требует четкого соответствия между изучаемыми материалом и познавательными возможностями учеников.

Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности направлен преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Имеются ввиду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способом логического запоминания, применяется также принцип сравнения, сопоставления.

Исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы от первого до последнего класса. Индивидуальный подход несколько облегчается за счет малой наполняемости классов.

Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающихся в одном и том же классе.

Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.


Статьи по теме:

Организация и методика изучения нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников
Комплексный анализ нарушений звукопроизношения позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать её. В рамках исследования мной было проведёно иссле ...

Понятие «текстовая задача» и ее структура
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Роль самостоятельной работы учащихся на уроке
Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут. Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru