Принципы и особенности обучения детей с отклонениями в развитии

Решая проблемы обучения и развития детей с отклонениями в развитии специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы. Вместе с тем учитывается то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

Специфичность организации педагогического процесса в школе-интернате II вида для слабослышащих детей состоит в особой компенсаторно-коррекционной направленности, имеющей целью восполнение пробелов психического развития детей (их речи, познавательных процессов и др.), затрудняющих усвоение основ наук, в ином исполнении средств и методов обучения (н-р, наглядно-предметные, наглядно-образные, словесно-логические и др.).

Одной из задач школы для слабослышащих детей является формирование и коррекция словесной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также для восприятия речи окружающих людей.

Нарушение слуха ведет к расстройству общего и речевого развития, к отклонениям в умственном и психическом развитии ребенка, нарушены слуховое восприятие, познавательная деятельность.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности образовательного процесса требует четкого соответствия между изучаемыми материалом и познавательными возможностями учеников.

Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности направлен преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Имеются ввиду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способом логического запоминания, применяется также принцип сравнения, сопоставления.

Исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы от первого до последнего класса. Индивидуальный подход несколько облегчается за счет малой наполняемости классов.

Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающихся в одном и том же классе.

Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.


Статьи по теме:

Воспитание художественно-творческих навыков по Бакушинскому
Период двигательно-зрительной установки психики Наиболее нормальным педагогически является гармоническое развитие всех функций ребенка, предоставление ему всех возможностей полноты жизнеощущения. Его творческая активность должна проявляться во всех направлениях сначала в целях внутренней организаци ...

Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития к ...

Опыт работы учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии
Рассмотрим опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Информация по данной проблеме получена в методическом кабинете школы, путем изучени ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru