Принципы и особенности обучения детей с отклонениями в развитии

Решая проблемы обучения и развития детей с отклонениями в развитии специальная дидактика исходит из положения о принципиальной общности задач, стоящими перед школой общего назначения и специальными детскими учреждениями и, соответственно, использует уже сложившиеся общепедагогические принципы. Вместе с тем учитывается то, что при обучении детей с отклонениями в развитии приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Без коррекционной направленности обучения специальная педагогика фактически не может существовать. В связи с этим все вопросы обучения в специальных детских учреждениях рассматриваются в аспекте основных дидактических принципов и осуществлении коррекции.

Специфичность организации педагогического процесса в школе-интернате II вида для слабослышащих детей состоит в особой компенсаторно-коррекционной направленности, имеющей целью восполнение пробелов психического развития детей (их речи, познавательных процессов и др.), затрудняющих усвоение основ наук, в ином исполнении средств и методов обучения (н-р, наглядно-предметные, наглядно-образные, словесно-логические и др.).

Одной из задач школы для слабослышащих детей является формирование и коррекция словесной речи учащихся на основе развития сохранной слуховой функции с целью использования слуха в учебном процессе и во внеурочное время, а также для восприятия речи окружающих людей.

Нарушение слуха ведет к расстройству общего и речевого развития, к отклонениям в умственном и психическом развитии ребенка, нарушены слуховое восприятие, познавательная деятельность.

Реализация принципов научности, систематичности и доступности образовательного процесса требует четкого соответствия между изучаемыми материалом и познавательными возможностями учеников.

Принцип прочности усвоения знаний и способов деятельности направлен преимущественно на закрепление знаний, на включение их в определенные системы, на использование различным образом организованных повторений пройденного. Имеются ввиду вариативные повторения, дающие возможность более глубоко понять учебный материал и закрепить его в памяти. При этом не отвергаются его многократные повторения, однако им не отводится решающего места. Большое внимание уделяется развитию произвольной памяти и обучению детей способом логического запоминания, применяется также принцип сравнения, сопоставления.

Исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы от первого до последнего класса. Индивидуальный подход несколько облегчается за счет малой наполняемости классов.

Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающихся в одном и том же классе.

Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.


Статьи по теме:

Условия формирования опыта
Необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в различных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, одновременно, предоставляла бы максимальную возможность развертывания событийной стороны игры, учитывала возрастающий объем знан ...

Различная техника выполнения пейзажной живописи
Техника рисования прозрачными красками Очень сильно разбавленный слой краски наносится на сухую бумагу. Он может накладываться как одним, так и разными цветовыми тонами, следующими друг за другом. Если вы работаете с прозрачными слоями разных тонов краски, то возникает так называемое "оптическ ...

Принципы и эффективность дидактической игры
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использован ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru