Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Страница 1

В опытно-экспериментальной работе для успешной реализации цели и задач выпускной квалификационной работы была проведена исследовательская работа с детьми 10-11 лет в три этапа:

-констатирующий эксперимент;

-формирующий эксперимент;

-контрольный эксперимент.

На протяжении всего эксперимента на уроках изобразительного искусства по созданию композиции из тестопластики использовались различные формы и методы работы со школьниками младших классов:

1. словесные методы- беседы, показ и объяснение, иллюстрирование;

2. наглядные методы- репродукции, педагогический рисунок;

3. практические методы- показ способов изображения, организованные задания с подгруппой школьников осуществляемые в виде упражнений и дидактических игр;

4. индивидуальная работа с учащимися;

5. выставка детских работ.

Экспериментальная работа проведена на базе МОУ ДОД ДМШ № 4 г. Ставрополя с школьниками младших классов 10-11 лет.

Цель констатирующего эксперимента: диагностировать уровень композиционных умений у школьников в процессе создания образа льва из тестопластики.

Совершенствовать навык ручного труда у школьников способами лепки.

Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов.

Развивать у школьников младших классов композиционные умения, конструкторские способности, пространственное мышление, воображение, фантазию.

Формировать нравственные, эстетические качества личности.

Выявить уровень сформированности композиционных умений у школьников, в процессе создания композиции из тестопластики.

Нами на первом уроке, после проведения мотивационного этапа, были определены в последующем 6 человек, которых организовали в две группы: контрольную и экспериментальную. В каждой из этих групп были школьники примерно с одинаковым уровнем развития изобразительных и композиционных умений, все учащиеся проявили интерес к созданию композиций из тестопластики, с желанием включались в последующую работу.

Все этапы эксперимента проводились в форме кружковой работы в виде различных занятий со школьниками младших классов: общегруповых, подгрупповых в индивидуальной форме. Констатирующий эксперимент был проведен в форме общегруппового занятия с детьми обеих подгрупп на тему "Лепка животного по памяти. Львенок". Первый урок констатирующего эксперимента был проведен с целью диагностики уровня сформированности композиционных умений у школьников 10-11 лет в процессе создания композиции из тестопластики. Каждый учащийся творчески подошел к выполнению задания. Школьникам в ходе самостоятельной работы необходимо было не просто слепить львенка из соленого теста, но правильно за компоновать его в формате листа, соотнести размеры отдельных форм образа, частей из которых он состоял, а также отобразить в цвете среду обитания данного животного.

Для выявления уровня сформированности композиционных умений у школьников младших классов нами были разработаны критерии диагностики, по которым и сделан анализ проявления их умений при создании композиций из тестопластики. Все учащиеся с интересом включились в работу, выражая своё понимание композиционного и цветового решения в композиции из тестопластики. Результаты данного эксперимента представлены в таблице (см. таблицу № 1).

Представленные критерии диагностики сформированности композиционных умений у школьников младших классов, раскрывают уровень владения техникой тестопластики в ходе создания композиций.

Высокий уровень – ставится тогда, когда самостоятельно в соответствии с пропорциями компонуют в формате листа объекты тематической композиции, верно выявляют основные части фигуры животного и хорошо владеют способами лепки; правильно находят тональные и большие цветовые отношения при расписывании изделия; уверенно владеют материалом- тестом, кистью, накладывают мазки по форме объектов; включают в работу задний фон, тем самым создают пространство, изображая соответствующую природу.

Средний уровень – ставится в том случае, если учащиеся не придают особого значения композиционной завершенности работы, выполняя ее частично; не точно находят пропорциональное соотношение частей фигуры животного, частично владеют способами лепки; верно передают большие цветовые отношения при расписывании изделия, однако более детально проработать композицию не удается; тестом, как материалом, владеют не совсем уверенно; задний фон исполнен частично.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Методики диагностики субъективного отношения к природе
Опросник «Натурафил» /авторы В.А. Ясвин, С.Д. Дерябо, 1989 г./ Методика направлена на диагностику интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. И может использоваться с испытуемыми в возрасте, начиная с 10-11 лет. Опросник включает 4 основные шкалы, с ...

Выразительное чтение как метод приобщения детей к книге
Искусству выразительного чтения и выразительному чтению как методу (способу) работы с детьми над художественным произведением уделялось много внимания. Большую роль в разработке теории и практики этого вопроса сыграли школьные методисты, первым из которых был В.П. Острогорский. О применении этого м ...

Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного кур ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru