Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Страница 1

В опытно-экспериментальной работе для успешной реализации цели и задач выпускной квалификационной работы была проведена исследовательская работа с детьми 10-11 лет в три этапа:

-констатирующий эксперимент;

-формирующий эксперимент;

-контрольный эксперимент.

На протяжении всего эксперимента на уроках изобразительного искусства по созданию композиции из тестопластики использовались различные формы и методы работы со школьниками младших классов:

1. словесные методы- беседы, показ и объяснение, иллюстрирование;

2. наглядные методы- репродукции, педагогический рисунок;

3. практические методы- показ способов изображения, организованные задания с подгруппой школьников осуществляемые в виде упражнений и дидактических игр;

4. индивидуальная работа с учащимися;

5. выставка детских работ.

Экспериментальная работа проведена на базе МОУ ДОД ДМШ № 4 г. Ставрополя с школьниками младших классов 10-11 лет.

Цель констатирующего эксперимента: диагностировать уровень композиционных умений у школьников в процессе создания образа льва из тестопластики.

Совершенствовать навык ручного труда у школьников способами лепки.

Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов.

Развивать у школьников младших классов композиционные умения, конструкторские способности, пространственное мышление, воображение, фантазию.

Формировать нравственные, эстетические качества личности.

Выявить уровень сформированности композиционных умений у школьников, в процессе создания композиции из тестопластики.

Нами на первом уроке, после проведения мотивационного этапа, были определены в последующем 6 человек, которых организовали в две группы: контрольную и экспериментальную. В каждой из этих групп были школьники примерно с одинаковым уровнем развития изобразительных и композиционных умений, все учащиеся проявили интерес к созданию композиций из тестопластики, с желанием включались в последующую работу.

Все этапы эксперимента проводились в форме кружковой работы в виде различных занятий со школьниками младших классов: общегруповых, подгрупповых в индивидуальной форме. Констатирующий эксперимент был проведен в форме общегруппового занятия с детьми обеих подгрупп на тему "Лепка животного по памяти. Львенок". Первый урок констатирующего эксперимента был проведен с целью диагностики уровня сформированности композиционных умений у школьников 10-11 лет в процессе создания композиции из тестопластики. Каждый учащийся творчески подошел к выполнению задания. Школьникам в ходе самостоятельной работы необходимо было не просто слепить львенка из соленого теста, но правильно за компоновать его в формате листа, соотнести размеры отдельных форм образа, частей из которых он состоял, а также отобразить в цвете среду обитания данного животного.

Для выявления уровня сформированности композиционных умений у школьников младших классов нами были разработаны критерии диагностики, по которым и сделан анализ проявления их умений при создании композиций из тестопластики. Все учащиеся с интересом включились в работу, выражая своё понимание композиционного и цветового решения в композиции из тестопластики. Результаты данного эксперимента представлены в таблице (см. таблицу № 1).

Представленные критерии диагностики сформированности композиционных умений у школьников младших классов, раскрывают уровень владения техникой тестопластики в ходе создания композиций.

Высокий уровень – ставится тогда, когда самостоятельно в соответствии с пропорциями компонуют в формате листа объекты тематической композиции, верно выявляют основные части фигуры животного и хорошо владеют способами лепки; правильно находят тональные и большие цветовые отношения при расписывании изделия; уверенно владеют материалом- тестом, кистью, накладывают мазки по форме объектов; включают в работу задний фон, тем самым создают пространство, изображая соответствующую природу.

Средний уровень – ставится в том случае, если учащиеся не придают особого значения композиционной завершенности работы, выполняя ее частично; не точно находят пропорциональное соотношение частей фигуры животного, частично владеют способами лепки; верно передают большие цветовые отношения при расписывании изделия, однако более детально проработать композицию не удается; тестом, как материалом, владеют не совсем уверенно; задний фон исполнен частично.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Изучение особенностей зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного возраста с амблиопией
Практическая часть нашей работы проводилась на базе МДОУ Д/с № 104 Ленинского округа города Мурманска с детьми средней возрастной группы. Таблица №1 Контингент детей №п.п. Ф.И.О. ребенка Возраст 1. Аня К. 4г.5м. 2. Денис А. 4г.2м. 3. Андрей А. 4г.12м. 4. Никита Б. 5л.1м. 5. Ксюша Б. 4г.7м. 6. Макси ...

Основные признаки КСО
- ориентация на индивидуальные способности детей, обучение происходит в соответствии со способностями детей (индивидуальный темп обучения). - осмысленность процесса познания. - все обучают каждого и каждый всех. - при коллективных учебных занятиях (КУЗ) знания – хорошие, умения – уверенные, навыки ...

Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru