Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Страница 1

В опытно-экспериментальной работе для успешной реализации цели и задач выпускной квалификационной работы была проведена исследовательская работа с детьми 10-11 лет в три этапа:

-констатирующий эксперимент;

-формирующий эксперимент;

-контрольный эксперимент.

На протяжении всего эксперимента на уроках изобразительного искусства по созданию композиции из тестопластики использовались различные формы и методы работы со школьниками младших классов:

1. словесные методы- беседы, показ и объяснение, иллюстрирование;

2. наглядные методы- репродукции, педагогический рисунок;

3. практические методы- показ способов изображения, организованные задания с подгруппой школьников осуществляемые в виде упражнений и дидактических игр;

4. индивидуальная работа с учащимися;

5. выставка детских работ.

Экспериментальная работа проведена на базе МОУ ДОД ДМШ № 4 г. Ставрополя с школьниками младших классов 10-11 лет.

Цель констатирующего эксперимента: диагностировать уровень композиционных умений у школьников в процессе создания образа льва из тестопластики.

Совершенствовать навык ручного труда у школьников способами лепки.

Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов.

Развивать у школьников младших классов композиционные умения, конструкторские способности, пространственное мышление, воображение, фантазию.

Формировать нравственные, эстетические качества личности.

Выявить уровень сформированности композиционных умений у школьников, в процессе создания композиции из тестопластики.

Нами на первом уроке, после проведения мотивационного этапа, были определены в последующем 6 человек, которых организовали в две группы: контрольную и экспериментальную. В каждой из этих групп были школьники примерно с одинаковым уровнем развития изобразительных и композиционных умений, все учащиеся проявили интерес к созданию композиций из тестопластики, с желанием включались в последующую работу.

Все этапы эксперимента проводились в форме кружковой работы в виде различных занятий со школьниками младших классов: общегруповых, подгрупповых в индивидуальной форме. Констатирующий эксперимент был проведен в форме общегруппового занятия с детьми обеих подгрупп на тему "Лепка животного по памяти. Львенок". Первый урок констатирующего эксперимента был проведен с целью диагностики уровня сформированности композиционных умений у школьников 10-11 лет в процессе создания композиции из тестопластики. Каждый учащийся творчески подошел к выполнению задания. Школьникам в ходе самостоятельной работы необходимо было не просто слепить львенка из соленого теста, но правильно за компоновать его в формате листа, соотнести размеры отдельных форм образа, частей из которых он состоял, а также отобразить в цвете среду обитания данного животного.

Для выявления уровня сформированности композиционных умений у школьников младших классов нами были разработаны критерии диагностики, по которым и сделан анализ проявления их умений при создании композиций из тестопластики. Все учащиеся с интересом включились в работу, выражая своё понимание композиционного и цветового решения в композиции из тестопластики. Результаты данного эксперимента представлены в таблице (см. таблицу № 1).

Представленные критерии диагностики сформированности композиционных умений у школьников младших классов, раскрывают уровень владения техникой тестопластики в ходе создания композиций.

Высокий уровень – ставится тогда, когда самостоятельно в соответствии с пропорциями компонуют в формате листа объекты тематической композиции, верно выявляют основные части фигуры животного и хорошо владеют способами лепки; правильно находят тональные и большие цветовые отношения при расписывании изделия; уверенно владеют материалом- тестом, кистью, накладывают мазки по форме объектов; включают в работу задний фон, тем самым создают пространство, изображая соответствующую природу.

Средний уровень – ставится в том случае, если учащиеся не придают особого значения композиционной завершенности работы, выполняя ее частично; не точно находят пропорциональное соотношение частей фигуры животного, частично владеют способами лепки; верно передают большие цветовые отношения при расписывании изделия, однако более детально проработать композицию не удается; тестом, как материалом, владеют не совсем уверенно; задний фон исполнен частично.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Понятия творчество и творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Психологические особенности старшего подросткового возраста
коммуникативный учащийся обучение видеокурс Родители, педагоги, медики, работники милиции и другие лица, несущие и осознающие ответственность за молодежь, испытывают одинаковое желание - видеть то, как молодые люди становятся здоровыми и ответственными взрослыми. К сожалению, многие молодые люди ок ...

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для большого количества людей. Около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ. Новые ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru