Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Опытно-экспериментальная работа по формированию композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Страница 3

Развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различных технологических приемов.

Развивать у школьников конструкторские умения и способности, пространственное мышление, воображение, фантазию.

Формировать нравственные, эстетические качества личности.

11. Формировать обобщённые знания и умения в формировании композиции из тестопластики.

Соответственно этих задач был разработан план занятий формирующего этапа эксперимента со школьниками, включающий задания

разного характера:

Лепка животного по памяти "Слоненок". Тестопластика

Сюжетная композиция "Мышка на сыре". Тестопластика

Сюжетная композиция "Дикий кот". Тестопластика

Сюжетная композиция "Овечка на лугу". Тестопластика

В задачи обучения композиции входит лепка отдельных предметов: цветы, травка, деревья. Знакомясь с тестом, учащиеся овладевают основными приемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.

Принимая во внимание, что анализ детских работ является неотъемлемой частью занятия, логическим продолжением и завершением всего занятия, ему уделяли очень большое внимание. Из слепленных детьми фигур животных создавали небольшую экспозицию-просмотр, чтобы каждый мог увидеть свою работу со стороны и самостоятельно оценить её, увидев преимущество или недостатки.

Во время анализа детских работ отмечались не только положительные стороны работ, но и те стороны, в которых что-то не получилось. Пояснения иллюстрировались на доске или с помощью наглядных пособий (таблиц, иллюстраций и репродукций).

На первых двух занятиях больше приходилось задавать наводящих вопросов, направляя внимание детей на соотношение пропорций к альбомному листу, на которых дети лепили животныж из теста, на композиционную выразительность.

Первое занятие формирующего эксперимента было на тему: "Лепка животного по памяти, Слоненок".

Учащиеся старались передать более естественную форму слоненка, с некой индивидуальностью. Учащимся было рассказано форме строения слоненка, включающего в себя несколько геометрических тел из которых он состоял. При показе способа лепки слоненка у доски, дети старались внимательно рассмотреть построение и в процессе самостоятельной работы не копировали.

В процессе самостоятельной работы напоминалось о понятии "последовательность", указывалось внимание на то, с чего следует начинать лепить слоненка, какие формы больше, а какие меньше. В начале занятия указания относились к содержанию работы, напоминались те из предыдущих работ, которые могли войти в содержание данной работы. Иногда помогали Удовыдченко Сони и Сбоеву Виталику, напоминая основные приемы лепки и их последовательность.

Рассматривая и изучая слоненка, дети начинают понимать построение, сочетание различных геометрических форм, из которых он состоит. Учеников восхищало, как простыми приемами лепки можно добиться необыкновенной выразительности. В сюжетной композиции "Овечка на лугу" у учеников начинают рождаться творческие идеи, по окружающей среде вокруг фигуры животного, стремились в создании красивого образа композиции испробовать свои силы, используя простые формы, для создания травы и цветов.

Следили, чтобы все дети сначала композиционно правильно располагали животного, указывали месторасположение частей предмета. Затем на оставшемся месте на листе можно было уже создавать второстепенные предметы создавая их из теста, или рисуя красками.

Все занятия формирующего эксперимента проводились, используя основные техники лепки. Настойчивость учащихся, уверенность в своих силах, развитие произвольного внимания, сосредоточенность при выполнении лепки животных, упорство в достижении цели – эти ценные качества во многом выработаны благодаря проведённым занятиям.

В ходе наших занятий мы вели школьников постепенно от малых знаний к более глубоким, развивали их умения и навыки от простых техник лепки, до более сложной и детализированной проработки.

Следуя отобранному нами практическому содержанию занятий, мы могли добиться некоторого успеха, но нам казалось необходимым закрепление полученных навыков, упражняясь вне занятий. Мы решили идти двумя путями. Первый – метод индивидуальных заданий с отстающими учащимися. Таким была Удовыдченко Соня, с низким уровнем развития, не сразу схватывающая указания, с трудом улавливающая особенности при показе выразительной композиции, точности лепки животного, и с неустойчивым вниманием. На занятиях сажали ее поближе к себе и больше, чем другим, уделяли внимание в течение занятия, дополнительно показывая приёмы. Второй – путь применения домашних заданий. Договаривались с родителями о предоставлении учащимся дома материала для выполнения заданий. школьники приносили работы, мы вместе рассматривали их, поощряли их, указывали на ошибки. Часто при лепки животного Сбоев Виталик допускал ошибки, которые после нашего замечания уже не встречались.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Модель социально-перцептивной компетентности педагога
Переход к системе образования, центрированной на человеке, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранности здоровья человека первоочередными. Идея реформации школы и, в частности, психологической подготовки учителя предполагает, что предметом содержательной подготовки учителя ...

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата
Обследование моторики органов артикуляционного аппарата направлено на изучение функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляционного аппарата, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мим ...

Клиническая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru