Школьники экспериментальной группы быстро определились, с чего следует начинать задание. Правильно расположили своих кошек, в своих работах показали компоновку. Сбоев Виталик и Яшина Юля больше других показали мелкие детали на кошках и дополнили работу дополнительными предметами. При этом помогали затрудняющимся рядом находящимся ученикам контрольной группы, которые относились к этому положительно и были рады тому, что им помогают их ровесники.
Результаты контрольного эксперимента представлены в следующей таблице (см. таблицу № 2).
Все работы оценивались по следующим критериям:
- низкий уровень – ставится тогда, когда ученик вообще не передаёт сходства с изображаемыми животными; отсутствует выразительность композиции в листе; плохо владеет цветовым решением;
- средний уровень – ставится тогда, когда учащийся передаёт некоторое сходство с изображаемыми животными; присутствует частичная выразительность композиции; с затруднением владеет кистью; выполняет легкую прокладка цветовых отношений;
- высокий уровень – ставится тогда, когда учащийся передаёт сходство с изображаемыми животными; четко выделяя композиционную выразительность на листе; проявляет творческую инициативу; легко и свободно владеет кистью; грамотно передаёт цветовые отношения.
У учащихся экспериментальной группы заметно повысилось качество обозначенных выше умений. Учащиеся этой группы легче ориентировались в композиционном решении, увереннее пользовались техниками лепки. Без труда отвечали на вопросы о композиции, расширили представления о способах и приемах лепки из теста.
Умения и навыки у учащихся контрольной группы практически не изменились. Ученики испытывали затруднения в выборе композиции из тестопластики, работы не отличаются выразительностью и грамотностью. Ученики слабо использовали в своих работах приемы лепки.
Такие результаты говорят о том, что формирование композиционных умений у учащихся данной группы проводились без соблюдения определенной системы обучения на занятиях. В экспериментальной группе отмечены более высокие результаты: ученики осознанно выбирали точку зрения, соблюдали пропорциональное соотношение слепленных животных на плоскости формата, грамотно использовали техники лепки.
Следовательно, выбранная нами методика проведения занятий по формированию композиционных умений у учащихся младших классов в процессе создания композиции из тестопластики принесла положительные результаты и может использоваться нами в дальнейшей педагогической практике.
Таким образом, поставленные задачи по формированию композиционных умений у школьников 10 – 11 лет были реализованы; предлагаемые задания соответствовали возрастным особенностям учащихся и соответствовали учебным программам. Заметен рост учащихся в создании композиции из тестопластики и передачи цветового решения. Следуют доработки композиционных умений, передачи цветовых отношений, особенно с детьми среднего и низкого уровней.
Статьи по теме:
Социальный педагог: цели, функции, задачи деятельности
Цель деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, ...
Принципы русской пунктуации
Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это: 1. смысловой принцип (понимание письменного текста); 2. грамматический принцип (роль пунктуации в ...
Механизмы и проявления дисграфии на основе нарушения фонемного
распознавания
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществляющих процесс письма в норме.(Р.И. Лалаева, 1993) Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые мо ...