Школьники экспериментальной группы быстро определились, с чего следует начинать задание. Правильно расположили своих кошек, в своих работах показали компоновку. Сбоев Виталик и Яшина Юля больше других показали мелкие детали на кошках и дополнили работу дополнительными предметами. При этом помогали затрудняющимся рядом находящимся ученикам контрольной группы, которые относились к этому положительно и были рады тому, что им помогают их ровесники.
Результаты контрольного эксперимента представлены в следующей таблице (см. таблицу № 2).
Все работы оценивались по следующим критериям:
- низкий уровень – ставится тогда, когда ученик вообще не передаёт сходства с изображаемыми животными; отсутствует выразительность композиции в листе; плохо владеет цветовым решением;
- средний уровень – ставится тогда, когда учащийся передаёт некоторое сходство с изображаемыми животными; присутствует частичная выразительность композиции; с затруднением владеет кистью; выполняет легкую прокладка цветовых отношений;
- высокий уровень – ставится тогда, когда учащийся передаёт сходство с изображаемыми животными; четко выделяя композиционную выразительность на листе; проявляет творческую инициативу; легко и свободно владеет кистью; грамотно передаёт цветовые отношения.
У учащихся экспериментальной группы заметно повысилось качество обозначенных выше умений. Учащиеся этой группы легче ориентировались в композиционном решении, увереннее пользовались техниками лепки. Без труда отвечали на вопросы о композиции, расширили представления о способах и приемах лепки из теста.
Умения и навыки у учащихся контрольной группы практически не изменились. Ученики испытывали затруднения в выборе композиции из тестопластики, работы не отличаются выразительностью и грамотностью. Ученики слабо использовали в своих работах приемы лепки.
Такие результаты говорят о том, что формирование композиционных умений у учащихся данной группы проводились без соблюдения определенной системы обучения на занятиях. В экспериментальной группе отмечены более высокие результаты: ученики осознанно выбирали точку зрения, соблюдали пропорциональное соотношение слепленных животных на плоскости формата, грамотно использовали техники лепки.
Следовательно, выбранная нами методика проведения занятий по формированию композиционных умений у учащихся младших классов в процессе создания композиции из тестопластики принесла положительные результаты и может использоваться нами в дальнейшей педагогической практике.
Таким образом, поставленные задачи по формированию композиционных умений у школьников 10 – 11 лет были реализованы; предлагаемые задания соответствовали возрастным особенностям учащихся и соответствовали учебным программам. Заметен рост учащихся в создании композиции из тестопластики и передачи цветового решения. Следуют доработки композиционных умений, передачи цветовых отношений, особенно с детьми среднего и низкого уровней.
Статьи по теме:
Психологические особенности развития детей подросткового возраста в условиях
детского дома и школы
По мнению многих специалистов Г.С Абрамова, Л.И. Божович, В.С.Мухина подростковый возраст – этап от 10 – 11 до 15 лет, соответствующий началу перехода от детства к юности относится к числу критических периодов возрастного развития, связанных с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельност ...
Общая характеристика физической подготовленности
детей школьного возраста
Физическая подготовленность является результатом физической активности человека, его интегральным показателям, так как при выполнении физических упражнений во взаимодействие вступают практически все органы и системы организма. Для исследования физической подготовленности детей школьного возраста ис ...
Возможности уроков технологии для формирования универсальных
учебных действий
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действ ...