Экспериментальная проверка разработанной методики обучения

Страница 1

Основной целью экспериментального исследования являлась: проверка гипотезы, согласно которой предложенные содержание и методы обучения по изучению темы «Базы данных» способствуют повышению уровня информационной подготовки учащихся в

области технологий хранения и поиска данных, а также положительно влияет на повышение познавательной активности учащихся.

Эксперимент проходил в 2008–2009 учебном году, проводился на базе школы №14 г. Москвы. Экспериментом были охвачены 48 учеников, из которых были сформированы экспериментальная (25 человек) и контрольная (23 человека) группы.

Перед экспериментом ставились две основные задачи. Во-первых, проверить успешность освоения учащимися разработанной темы, степень достижения в процессе обучения темы таких целей, как повышение уровня информационной подготовки учащихся в области технологий поиска и хранения информации, овладение фундаментальными знаниями принципов работы баз данных, а также умениями пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации. Во-вторых, поскольку методологической основой предложенной темы выступает развитие познавательной активности, нас интересовали тенденции изменения особенностей организации опыта учащихся, прошедших обучение по данной теме.

В результате организационно-подготовительного этапа эксперимента были обозначены критерии для оценки эффективности построенной системы задач и методики ее использования в учебном процессе, была построена модель в виде комплекса контрольных параметров эксперимента. К основным критериям относятся следующие:

· системность знания, качество и глубина усвоения материала;

· умение ориентироваться и обоснованно принимать оптимальное решение в информационной среде;

· умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, представления и извлечения знаний;

· умения и навыки осуществления экспериментально-поисковой и исследовательской деятельности;

· информационные умения и перенесение навыков с одной предметной области на другую, что позволяет более эффективно использовать компьютерное моделирование как средство познания.

Для оценки результативности обучения по предложенной методике по окончании эксперимента учащимся была предложена контрольная работа, содержащая задачу репродуктивного характера, задачу, требующую переноса знаний, а также исследовательскую задачу. Результаты выполнения итоговой контрольной работы приведены в табл. 2 и отображены на рис. 6.

Таблица 2. Распределение учащихся с учетом полученной оценки

Группы

Оценка

Количество учащихся

5

4

3

2

Экспериментальная группа

8

10

5

2

25

Контрольная группа

3

4

11

5

23

Всего

11

14

16

7

48

Достоверность результатов педагогического эксперимента можно оценить на основе статистической обработки полученных данных по критерию χ2 (хи-квадрат) Пирсена [16, 17]. Примем следующие гипотезы: Н0: уровень знаний и умений экспериментальной группы статистически равен уровню знаний и умений контрольной группы; гипотезе HI: уровень знаний и умений экспериментальной группы выше уровня знаний и умений контрольной группы.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Программа «Социально – педагогической помощи семьям на устранение негативных детско – родительских отношений »
Для подтверждения поставленной перед работой гипотезы: «Решение проблемы воспитания ребенка возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных на: осуществление информационной помощи семье; организация профилактики нарушений воспитания в семьях при кардинационно – организационно ...

Упражнения для формирования грамматических навыков
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. В предыдущей главе мы говорили об этапах обучения грамматике: ознакомление, первичное закрепление и развитие навыков и умений использования грамматики. С ...

Барьеры общения и актуальность их минимизации в условиях совместной деятельности
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педа ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru