Экспериментальная проверка разработанной методики обучения

Страница 3

Разработаны методические рекомендации по использованию системы задач при изучении предложенной темы. Особая роль в организации процесса обучения отводится применению методов программирования, методов проблемного обучения, а также таких методов обучения, как метод демонстрационных примеров, метод учебных исследовательских проектов.

Результаты педагогического эксперимента подтвердили необходимость изучения учащимися профильных классов естественнонаучного и физико-математического профилей темы «Базы данных», доступность школьникам изучаемого материала, а также целесообразность предлагаемой методики.

В начале работы были поставлены следующие задачи: на основе анализа современного состояния школьной информатики и тенденций ее развития, определить место и роль изучения вопросов применения технологий баз данных для решения практических задач из разнообразных сфер человеческой деятельности в школьном курсе информатики; а также разработать методические рекомендации по темы «Базы данных» на основе применения системы задач, обеспечивающей развитие познавательной активности учащихся.

Данное исследование показывает, что применение разработанной системы задач по теме «Базы данных» позволяет более эффективно реализовать цели и задачи современного образования в области информатики в условиях введения профильного обучения на старшей ступени средней школы. Кроме того, изучение данной темы несет в себе огромный образовательный потенциал, поскольку разработанная система задач позволит повысить математическую и алгоритмическую культуру, привить интерес к информатике через показ, как принципов работы СУБД, так и эффективных решений с помощью компьютера задач реальных баз данных.

Основные результаты, полученные в исследовании, можно сформулировать следующим образом:

Определена роль задачи как основного средства обогащения опыта школьников, сформулированы требования к построению системы обучающих заданий, создающей условия для учета познавательных интересов и склонностей учащихся, а также для формирования основных компонентов интеллекта школьников.

На основе системы обучающих заданий, разработана методика преподавания темы «Базы данных», реализация которой в профильном курсе информатики дает возможность ученику выбирать уровень изучения материала, способствует учету и развитию индивидуальных образовательных возможностей, положительно влияет на развитие интеллектуальной деятельности, познавательной активности учащихся.

Экспериментально подтверждено, что использование системы заданий по теме «Базы данных» способствует:

– повышению уровня информационной подготовки учащихся в области технологий хранения и поиска данных, в частности овладению фундаментальными знаниями принципов работы баз данных, создающими основу для освоения новых технологий, а также умениями пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации;

– положительным изменениям особенностей организации опыта учащихся, а следовательно, развитию познавательной активности учащихся;

– удовлетворению индивидуальных образовательных потребностей и интересов школьников;

– усилению межпредметных связей изучаемой темы с другими науками и высокой прикладной направленности;

– приобретению учащимися опыта творческой деятельности в процессе работы с информационными массивами.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение обозначенной проблемы. В качестве его продолжения предполагается дальнейшее изучение возможности применения разработанной методики к преподавания других разделов курса информатики, может быть, не только в области профильного, но и основного образования.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Признаки наличия одаренности
Наиболее частое проявление одаренности - раннее появление речи и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность, ненасытное любопытство и отличная память. Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функци ...

Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой
В основе процесса письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в) запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для детей с трудной, напряженной и не всегда успешн ...

Структура педагогики и система педагогических дисциплин
В рамках педагогики существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru