Повышение нормативно-правовой компетентности педагога как условие достижения качества дошкольного образования

Аналитическое образование » Структура и содержание рабочей программы педагога дошкольного образовательного учреждения » Повышение нормативно-правовой компетентности педагога как условие достижения качества дошкольного образования

Страница 1

Одной из задач Национальной доктрины образования в Российской Федерации является: систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Одним из оснований обновления содержания образования выступает ориентация педагогов на компетентностный подход в образовательном процессе. Понятие «компетентностный подход» введено в научный оборот в связи с поиском путей модернизации российского образования, в том числе дошкольного.

Компетентностный подход может рассматриваться как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в дошкольном образовании, возникшую вследствие противоречия между необходимостью обеспечить современное качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения (декларируется – «обогащение развития») объема содержания образования, подлежащего (по определению педагогов) усвоению. Ориентация требований к уровню подготовки воспитанников на этапе завершения дошкольного образования на компетентностный подход предполагает иное структурирование содержания и организацию образовательного процесса, в соответствии с потребностями, интересами воспитанников; иные подходы к оценке качества образования в единстве деятельностной, предметной и ценностной составляющих образованности (НРК ГОС). Ключевым понятием обновления содержания образования выступает понятие «компетентность».

Б.Д.Эльконин под компетентностью понимал «меру включенности человека в деятельность (в ее социальный «срез»)».

Л.И.Фишман, компетентность определял как «единство знаний, умений и адекватное восприятие мира в связи с этими знаниями и умениями».

«Компетентность – это существование знаний и умений в виде социальных практик. Компетенции связаны с базовыми социальными способностями и умениями» (Долгова Л.И.).

Понятие «компетентность» шире понятия знаний, умений и навыков, не является их суммой, так как включает все стороны деятельности (знаниевую, деятельностную, ценностно-ориентировочную). Большинство исследователей под термином «компетентность» понимают сложное интегрированное качество личности, обусловливающее возможность осуществлять некоторую деятельность, причем речь идет именно не об отдельных знаниях или умениях и даже не о совокупности отдельных процедур деятельности, а свойстве, позволяющем человеку осуществлять деятельность целиком.

Обобщение российских и зарубежных исследований сущности компетентности приводит к пониманию этого термина: компетентность – интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, в различных сферах деятельности на основе использования знаний, образовательного и жизненного опыта и в соответствии с усвоенной системой ценностей.

С точки зрения компетентностного подхода можно утверждать, что педагог должен по-новому понимать свою профессиональную деятельность. Сегодня же педагог в основном ориентирован не столько на потребности, возможности ребенка, сколько на содержание комплексной или парциальных (из числа примерных, типовых) программ и в качестве главной выдвигает задачу ее (их) реализации. Необходима смена такой позиции педагога на позицию «педагогической поддержки» воспитанника, ориентацию на его развитие. Педагогу важно поддерживать в ребенке стремление к самостоятельности, активности, творческому самовыражению, оценке собственных достижений.

В воспитании и обучении, осуществляемом на принципах педагогического сопровождения (поддержки), акцент делается не на программный материал, а на организацию совместной с педагогом, сверстниками и самостоятельной (через организацию развивающей среды в группе, дошкольном учреждении) познавательной, творческой, физической и др. видов деятельности.

Происходит усложнение деятельности дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), появляются новые функции (проектировочная, мониторинговая, рефлексивная и др.) у педагогов ДОУ. Это предполагает обязательную ориентированность педагогов в законодательной и концептуальной базе системы образования, развитие системного мышления, повышения уровня проектной деятельности с учетом современных требований. Успешность модернизации дошкольного образования зависит от квалифицированной деятельности педагогических кадров.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века
Обращение советской педагогики к системному подходу в период его ''триумфального шествия" по всем областям науки, в период становления новой, системной парадигмы научного мышления было естественным и закономерным. Но характер использования и особенности развития системного подхода в педагогиче ...

Проблемы организации производственного обучения, сочетающегося с производительным трудом учащихся
Производительный труд – труд, в результате которого появляется готовая товарная продукция. Сочетание производственного обучения с производительным трудом – это такая организация обучения, когда в ходе приобретения учащимися навыков работ и закрепления этих навыков они изготовляют изделия, готовые к ...

Понятие «текстовая задача» и ее структура
С термином «задача» люди постоянно сталкиваются в повседневной жизни, как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Каждому из нас приходится решать те или иные проблемы, которые зачастую мы называем задачами. Это могут быть общегосударственные задачи (освоение космоса, воспитание подрастающего ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru