В современном обществе существует насущная потребность овладения каждым педагогом правовыми знаниями в сфере образования.
Благодаря освоению правовых и концептуальных знаний в области законодательства, применению их на практике, педагог может обеспечить развитие планово-прогностической направленности своей деятельности, включиться в объективную оценку соответствия (несоответствия) реальных образовательных результатов и ожиданий основных заказчиков и потребителей образовательных услуг.
Позитивные тенденции
1. Сущностные изменения отношений дошкольных образовательных учреждений с субъектами внешней среды:
- открытость образовательной системы;
- ориентация образовательных учреждений на основных «заказчиков и потребителей»;
- адекватность реакции на изменения внешней среды;
- развитие социального партнерства.
2. Сущностные изменения внутренней среды дошкольных образовательных учреждений (профессионализм педагогических кадров, новые образовательные технологии, организационная культура), которые должны обеспечить:
- успешность ребенка в течение всего пребывания в дошкольном образовательном учреждении;
- реализацию в дошкольных образовательных учреждениях развивающих образовательных технологий;
- оптимальное соотношение различных видов деятельности (регламентированной и нерегламентированной) воспитанника, его эмоциональной, познавательной, творческой, физической активности;
- реализацию субъектной позиции воспитанника (его родителей) в образовательном процессе;
- необходимость и достаточность степеней свободы для выбора воспитанниками способов общения, поведения;
- возможность выбора воспитанниками видов деятельности, средств, материалов, содержания и направленности образования (в соответствии с интересами и способностями);
Негативные тенденции:
- несоответствие содержания образовательных программ ДОУ, требованиям к его качеству;
- отсутствие в образовательных программах и у педагогов ориентации на формирование у детей необходимых качеств и компетенций;
- не разработаны контрольно-измерительные материалы, соответствующие современным образовательным стандартам, связанные с формированием личностных качеств воспитанников и компетенций;
- преобладание регламентированной («занятийной») формы обучения воспитанников;
- отсутствие механизмов, способов отслеживания достигаемых образовательных результатов отдельными воспитанниками и корректировки образовательной траектории (маршрута развития) в зависимости от их достижений, возможностей и склонностей;
- традиционный подход к планированию и проектированию воспитательно-образовательной работы педагогами.
Значимость разработки рабочей программы вызвана необходимостью удовлетворить законодательные требования (см. Закон РФ «Об образовании» от 22.08.2004), предъявляемые сегодня к педагогам образовательных учреждений (в Законе РФ «Об образовании», ст.32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», п.7 - «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин»).
Государственные образовательные стандарты (федеральный и региональный компоненты) для педагогов дошкольного образовательного учреждения являются заданными извне требованиями к качеству образования, поставленными образовательному учреждению государством.
Статьи по теме:
Анализ данных полученных в ходе эмпирического исследования
В соответствии с целью и задачами исследования была обследована группа пятиклассников. На затруднения в учебе оказывает влияние и соматическая ослабленность ребенка, нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательны ...
Содержание диагностических методик
Для проверки эффективности выявленных методов в контексте личностно-ориентированного обучения в условиях уроков музыки по программе С.Л. Долгушина "Мир музыки" было проведено диагностическое обследование. Его цель заключалась в наблюдении, анализе и обобщении динамики развития учащихся в ...
Серия игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса у детей среднего дошкольного
возраста с амблиопией
Данные, полученные при обследовании детей, поставили нас перед необходимостью составить комплексы игр и упражнений по развитию зрительного гнозиса. Проведенная работа была направлена: - на формирование у детей зрительных способов обследования предметов: различать и называть форму геометрических фиг ...