Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха

Аналитическое образование » Подбор методик для психолого-педагогического обследования дошкольников с нарушением слуха » Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха

Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие.

Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста

Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медико-физиологический, психолого-педагогический, социологический. Предполагается участие различных специалистов: врачей - сурдолога и психиатра; психолога, сурдопедагога, логопеда, при необходимости — привлечение других специалистов (невропатолога, офтальмолога).

Только комплекс данных совместного медицинского, психологического и педагогического изучения ребенка со сниженным слухом позволяет составить квалифицированное заключение о здоровье ребенка; правильно определить пути педагогической помощи; определить тип дошкольного учреждения, условия пребывания в нем. В случае отсутствия некоторых специалистов в процессе изучения ребенка возможны диагностические ошибки, которые в дальнейшем могут привести к неправильному комплектованию групп в дошкольных учреждениях, невозможности создания условий для полноценного коррекционного воздействия на ребенка. Например, отсутствие данных офтальмолога в процессе обследования ребенка может привести к тому, что в группы для глухих или слабослышащих дошкольников попадут дети, имеющие комбинированное нарушение: недостатки слуха и нарушение зрения. А это может привести к сложностям восприятия речи в устной и письменной форме. Значительно затруднят обучение ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы, если они своевременно не выявлены специалистами.

Важное значение имеет педагогическое изучение ребенка: выявление его обучаемости, возможностей пребывания в дошкольном учреждении, педагогический прогноз. В процессе обследования ребенка со сниженным слухом большое значение придается анализу условий жизни ребенка, возможности участия родителей в процессе обучения и коррекционной работы, т. е. социологическому аспекту.

Всесторонний характер психолого-педагогического обследования

Психолого-педагогическое изучение должно включать в себя изучение всех сторон психики: познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей. Данные комплексного изучения ребенка со сниженным слухом позволяют выяснить причины и время нарушения слуха; уточнить состояние слуха; обследовать речь и соотнести ее состояние со степенью потери слуха и уровнем интеллектуального развития; проверить уровень развития познавательной деятельности ребенка в соответствии с возрастом, характер детской деятельности (игры, рисования); выявить личностные особенности ребенка. Всесторонний характер психолого-педагогического обследования дает возможность выявить и определить характер других отклонений в развитии: зрения, интеллекта, движений, если развитие ребенка со снижением слуха осложнено дополнительными нарушениями.

Целостный системный анализ результатов психолого-педагогического обследования позволяет не только выявить отдельные нарушения в развитии, но и установить иерархические связи между ними, выявив систему первичных и вторичных отклонений.

Важно то, что основанием для педагогического прогноза и определения для ребенка типа дошкольного учреждения является не изолированное исследование слуха или познавательных процессов, а целостная характеристика и заключение, составленные на основании учета всех данных, полученных в процессе психолого-педагогического изучения.


Статьи по теме:

Программа образования и воспитания МДОУ «Детский сад № 165»
Детский сад работает по комплексной программе «Детство». Программа «Детство» является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды ...

Технология индивидуального подхода к младшим школьникам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Индивидуальный подход к младшим школьникам в трудовом обучении
Учителю необходимо знать индивидуальные особенности детей её класса и основные принципы изучения индивидуальных особенностей для того, чтобы организовать работу с этими детьми, строить индивидуальный подход к ним. Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru