Одним из важнейших показателей способностей к изобразительной деятельности является умение передавать сходство с изображаемым объектом.
Еще В. Г. Белинский писал: "Верно списывать с действительности может только талант, и как бы ни ничтожно было воспроизведение в других отношениях, но чем более оно поражает верностью натуре, тем несомненнее талант его автора. В живописи и скульптуре по свойству и сущности искусства, одно умение, верно, писать с натуры может служить частью признаков необыкновенного таланта".
Одним из показателей способностей к изобразительной деятельности служат умения видеть в предметах и явлениях основное, наиболее типичное и характерное, хотя и малозаметное.
Умение видеть в предметах и явлениях главное художники- скульпторы называют "поставленным глазом", которое дает возможность художнику отбирать в действительности самое важное, яркое, типичное и характерное. Придавая важное значение в "постановке" глаза художника - скульптора в его успешной изобразительной деятельности, многие художники - педагоги в своей педагогической работе начинают с того, что развивают у учащихся способность быть наблюдательными, все замечать и прочно удерживать в памяти.
Задача формирования композиционных умений у школьников младших классов обуславливается общими требованиями всестороннего развития личности. Источником формирования композиционных умений учащихся является деятельность, осуществляемая на уроке изобразительного искусства, так и во внеурочной деятельности.
Н.К. Крупская указывала на то, что уже в игровой деятельности школьника младших классов происходит формирование умений и способностей. В школе процесс формирования у учащихся умений приобретает целенаправленный и активный характер.
В 1—2-х классах воспитание у школьников трудолюбия, интереса к урокам начинается с формирования композиционных умений, с привычки активно работать в течение всего урока и на каждом уроке. Увлечение работой, заинтересованность, познание, которое получает учащиеся от урока, служат необходимыми факторами в развитии у него общей способности трудиться, способности к учению формировать в процессе урока изобразительного искусства композиционные умения.
В процессе обучения изобразительному искусству школьников младших классов, педагог формирует общие представления у учащихся о художественных произведениях. Тем самым школьники овладевают умением анализировать картины.
Теоретические основы обучения школьников младших классов композиционным умениям базируются на традициях реалистического и абстрактного искусства, на их лучших образцах зарубежной и русской школ. Это способствует развитию у учащихся изобразительных умений, изобразительных способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия и творческой индивидуальности.
Обучение изобразительному искусству активизирует творческую и познавательную деятельность школьников и оказывает положительное влияние на формирование композиционных умений и их эстетическую культуру.
Статьи по теме:
Теоретические основы
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования предметно-игровой среды Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Б. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Подъякова, Д. В. Менджери ...
Методическое изучение темы
Наши предки уделяли много внимания традициям и передавали их из уст в уста подрастающему поколению. Особо ярко это отражено в таких обрядах о обычаях, как свадьба, строение дома и рождение ребёнка. Еще в прошлом веке в крестьянской среде отказывались признавать брак, если не было сватовства, «закры ...
Учебник, его функции и структура
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник. Рассмотрим его более подробно. Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Материал учебника организован таким образом, чтобы обучаемый имел возможнос ...