Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов

Страница 3

По мнению В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. М. Новикова - противоречия, сложившиеся в педагогической теории и практике позволяют назвать следующие критерии .

1. С одной стороны, по мнению Сластенина В., Исаева И. в интересах общества и личности и в целях эффективности обучения необходимо формировать композиционные умения в младшем школьном возрасте; с другой стороны, Новиков А. М считает, что в психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблема формирования композиционных умений у школьников младших классов.

2. В XXI веке в образовательном процессе проведена значительная работа по усилению творческого компонента при обучении в содержании начального образования: увеличилось число вариативных учебников, предмет издательского искусства оснащен учебно-методическим комплектом, который содержит задания творческого характера и проблемные ситуации.

3. Основное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, творческую деятельность и композиционные умения у школьников младших классов на уроке изобразительного искусства необходимо развивать и формировать, а с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих формированию такой деятельности, исследован в педагогической теории и практике, в свою очередь, недостаточно.

Известный советский преподаватель профессор К. Д. Трохименко, считает серьезным недостатком тот факт, когда школьник при выполнении композиции все делает с натуры и не решается сделать что-либо самостоятельно или по воображению. Такой подход, по мнению ученого, к работе тормозит успешное формирование композиционных умений и зрительной памяти у школьников младших классов. Таким образом, учащийся постепенно отвыкал от творческих поисков и становился на путь наименьшего сопротивления. При подобном методе не развиваются зрительная память и творческое воображение.

О том, что работа над композицией должна быть наполнена творческим отношением школьника, свидетельствуют высказывания педагогов: И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, А. И. Мищенко, А. М Новиков, Н. Н. Ростовцева, В. А. Сластёнин, Е. В. Шорохова.

В частности, Н. П. Крымов говорил, о том, что композиция есть творческая организация картины и ни в коем случае, нельзя смешивать ее с простым размещением, расстановкой фигур и предметов.

Изучение жизни и наблюдательность неразрывно связаны с художественным творчеством. В свое время Д. Дидро советовал ученикам, которые в течение двух лет обучались рисованию и живописи в Лувре, бросить эту "лавочку манерности" и идти "на улицы" развивать свою наблюдательность и формировать композиционные умения. Д. Дидро советовал им искать уличные происшествия, быть наблюдательным на улицах, в садах, на рынках, дома развивать пространственное мышление и воображение.

П. А. Федотов писал, что работа в мастерской занимает только "десятую долю" его труда, а "главная моя работа на улицах и в чужих домах".

Рассматривая проблемы художественного творчества, Б. В. Иогансон отмечает: "Наблюдения наши происходят беспрерывно: в вагоне, на улице, во время дружеской беседы - словом, везде, где угодно, образуется, так сказать, реалистический багаж нашей памяти, служащий иногда исходным пунктом и импульсом для начала творческой работы". Художник особенно подчеркивал, что иногда жизненные наблюдения служат исходным пунктом и импульсом, для создания творческого произведения.

Скульпторы - художники (Е.Д. Мальцев, Н.Ф. Санжаров) и педагоги (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластёнин), указывали на то, что часто неумение самостоятельно создать композицию и даже просто придумать тот или иной сюжет объясняется недостаточно развитой наблюдательностью учащихся. Этим также объясняется и подражание другим мастерам живописи, графики, скульптуры, особенно в творчестве молодых художников. О данных статистических замечаниях говорит и замечательный советский скульптор академик М. Г. Манизер: "по началу пластические мотивы учащихся часто бывают подражательны- виной тому еще не развитая в достаточной степени наблюдательность, неумение видеть новый мотив в окружающей действительности".

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой
Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения ...

Тип речевой культуры современного педагога
Ученые Ф.Н. Гоноболин и Т.А. Ладыженская утверждают, что словосочетание «речь педагога» ,как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса — ...

Принципы русской пунктуации
Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это: 1. смысловой принцип (понимание письменного текста); 2. грамматический принцип (роль пунктуации в ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru