Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов

Страница 3

По мнению В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. М. Новикова - противоречия, сложившиеся в педагогической теории и практике позволяют назвать следующие критерии .

1. С одной стороны, по мнению Сластенина В., Исаева И. в интересах общества и личности и в целях эффективности обучения необходимо формировать композиционные умения в младшем школьном возрасте; с другой стороны, Новиков А. М считает, что в психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблема формирования композиционных умений у школьников младших классов.

2. В XXI веке в образовательном процессе проведена значительная работа по усилению творческого компонента при обучении в содержании начального образования: увеличилось число вариативных учебников, предмет издательского искусства оснащен учебно-методическим комплектом, который содержит задания творческого характера и проблемные ситуации.

3. Основное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, творческую деятельность и композиционные умения у школьников младших классов на уроке изобразительного искусства необходимо развивать и формировать, а с другой стороны, комплекс педагогических условий, способствующих формированию такой деятельности, исследован в педагогической теории и практике, в свою очередь, недостаточно.

Известный советский преподаватель профессор К. Д. Трохименко, считает серьезным недостатком тот факт, когда школьник при выполнении композиции все делает с натуры и не решается сделать что-либо самостоятельно или по воображению. Такой подход, по мнению ученого, к работе тормозит успешное формирование композиционных умений и зрительной памяти у школьников младших классов. Таким образом, учащийся постепенно отвыкал от творческих поисков и становился на путь наименьшего сопротивления. При подобном методе не развиваются зрительная память и творческое воображение.

О том, что работа над композицией должна быть наполнена творческим отношением школьника, свидетельствуют высказывания педагогов: И. Ф. Исаев, В. В. Краевский, А. И. Мищенко, А. М Новиков, Н. Н. Ростовцева, В. А. Сластёнин, Е. В. Шорохова.

В частности, Н. П. Крымов говорил, о том, что композиция есть творческая организация картины и ни в коем случае, нельзя смешивать ее с простым размещением, расстановкой фигур и предметов.

Изучение жизни и наблюдательность неразрывно связаны с художественным творчеством. В свое время Д. Дидро советовал ученикам, которые в течение двух лет обучались рисованию и живописи в Лувре, бросить эту "лавочку манерности" и идти "на улицы" развивать свою наблюдательность и формировать композиционные умения. Д. Дидро советовал им искать уличные происшествия, быть наблюдательным на улицах, в садах, на рынках, дома развивать пространственное мышление и воображение.

П. А. Федотов писал, что работа в мастерской занимает только "десятую долю" его труда, а "главная моя работа на улицах и в чужих домах".

Рассматривая проблемы художественного творчества, Б. В. Иогансон отмечает: "Наблюдения наши происходят беспрерывно: в вагоне, на улице, во время дружеской беседы - словом, везде, где угодно, образуется, так сказать, реалистический багаж нашей памяти, служащий иногда исходным пунктом и импульсом для начала творческой работы". Художник особенно подчеркивал, что иногда жизненные наблюдения служат исходным пунктом и импульсом, для создания творческого произведения.

Скульпторы - художники (Е.Д. Мальцев, Н.Ф. Санжаров) и педагоги (И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, В. А. Сластёнин), указывали на то, что часто неумение самостоятельно создать композицию и даже просто придумать тот или иной сюжет объясняется недостаточно развитой наблюдательностью учащихся. Этим также объясняется и подражание другим мастерам живописи, графики, скульптуры, особенно в творчестве молодых художников. О данных статистических замечаниях говорит и замечательный советский скульптор академик М. Г. Манизер: "по началу пластические мотивы учащихся часто бывают подражательны- виной тому еще не развитая в достаточной степени наблюдательность, неумение видеть новый мотив в окружающей действительности".

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Содержание среднего образования
В 1870-1872 гг. были созданы три основных и наиболее распространённых типа общеобразовательной средней школы, которые просуществовали в Сибири с известными изменениями до их ликвидации в 1920-1921 гг. Классическая гимназия являлась привилегированной средней школой с восьмилетним курсом обучения, ре ...

Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. ...

Теоретические подходы к проблеме. Педагогический
духовный нравственный воспитание урок В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности. История это такой ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru