Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке.
Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации было предпринято много, но до сих пор еще не выработано определения, с которым бы согласились все исследователи. В различных областях человеческой деятельности имеются и разные смысловые значения слова информация.
Наиболее употребительными определениями являются следующие:
информация - это сообщение о положении дел где-либо, о состоянии чего-либо (словарь Ефремовой);
информация - сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством (словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
Таким образом, информация - это новые сведения, передаваемые людьми устным, письменным и другим способом. Основными свойствами информации являются: достоверность, полнота, точность, ценность, своевременность, понятно, доступность, краткость и т.д.
Научить учащихся работать с источниками информации – важнейшая задача современного обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования определил необходимость формирования у младших школьников различных способов поиска информации.
Умение осуществлять поиск необходимой информации является одним из важнейших универсальных учебных действий.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, универсальные учебные действия - «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».
Исследователи Л.М.Фридман и И.Ю Кулагина считают, что универсальные учебные действия как психолого-дидактическое явление имеет следующие особенности:
является предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
не зависит от конкретного предметного содержания, и в определенном смысле имеет всеобъемлющий характер;
отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?);
возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
«вынуждает» обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом в программе представлено четыре вида универсальных учебных действий, соответствующие ключевым целям общего образования: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В целом универсальные учебные действия обеспечивают формирование ключевой компетенции «умение учиться» и служат средством развития качеств личности, отвечающих требованиям современного общества.
В таблице 1 кратко представлено их содержание.
Таблица 1
Виды универсальных учебных действий и их краткое содержание
Личностные |
Отражают личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.). |
Регулятивные |
Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). |
Познавательные |
Являются системой способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. |
Коммуникативные |
Показывают способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. |
Статьи по теме:
Анализ негативных факторов в учебном кабинете математики №207 школы №14
Обучение детей в школе должно соответствовать государственным нормативным требованиям школьной гигиены. При нарушении этих требований может создаваться опасность для здоровья и жизни учащихся. Эти обстоятельства требуют от администрации школ и учителей большого внимания к состоянию помещения кабине ...
Разработка перечня УПР
Перечень составляется в соответствии с рядом принципов: а). Изготавливаемое изделие должно соответствовать учебным целям и задачам, т.е. при освоении операций учащиеся должны усвоить все приемы, которые предусмотрены учебной программой. Уровень освоения должен быть соответствующим. б). Порядок осва ...
Методика организации занятия обучения английскому языку с использованием
учебных видеофильмов на уроках английского языка
Использование видеофильмов на уроке иностранного языка вносит разнообразие в учебный процесс, способствует активизации учащихся, повышает интерес к предмету. Видеофильм является эффективным средством развития навыков устной речи, и несомненно, способствует закреплению пройденного лексического, грам ...