Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Аналитическое образование » Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность работать с информацией и самостоятельно добывать знания. В федеральных государственных стандартах второго поколения обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее.

Таким образом, формирование учебно-информационных умений, т. е. умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию у младших школьников умений добывать необходимую информацию из различных источников будет способствовать успешному процессу получения знаний в среднем и старшем звене школы. Полученные знания и умения работы с различными источниками информации помогут ребятам научиться верно воспринимать информацию, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл и т.д.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественное образование, полученное в начальной школе, является фундаментом всего последующего обучения. В связи с тем, что большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников возникает необходимость формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «Окружающий мир», который был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы ХХ века. «Окружающий мир» – курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка, при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника, одной из особенностей которых (в отличие от художественных текстов) является наличие научных понятий, сведений, фактов и отсутствия сюжета и ролей.

В связи с большим значением вопросы формирования универсальных учебных действий получили широкое рассмотрение в научной литературе (исследования А.Г. Асмолова, С.Г. Воровщикова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Лошкаревой, Д.В. Татьянченко, Л.М. Фридмана и мн.др.)

Однако умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий, а также методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру не получили должного рассмотрения. Отдельные замечания по данной проблеме присутствуют в работах И.Н. Ващук, С.Д. Каракозова, Г.Г. Ковалевой, Т. Кравчук, Т.П. Петуховой, А.И. Савенкова и др.

Проблема исследования: каковы особенности формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру?

Необходимость теоретического и практико-ориентированного рассмотрения проблемы определяется рядом противоречий:

- между потребностью современного общества в информационно компетентной личности и многочисленными трудностями, возникающими у младших школьников при работе с информацией;

- между потребностью формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью использования наиболее эффективных методов и приемов для решения данной задачи в работе с младшими школьниками.

Цель исследования: рассмотреть формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Объект исследования: процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Предмет исследования: формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру будет проходить более успешно, если:

учитывать дидактические требования организации работы с научно-познавательным текстом (тщательный отбор материала соответственно уровню общего развития учащихся, степени учебной подготовки, эмоциональной готовности; самостоятельную работу с текстом предварять вступительным объяснением; оказывать помощь в преодолении трудностей; проводить практические упражнения);

на каждом уроке по предмету «Окружающий мир» использовать разнообразные приемы формирования умения осуществлять поиск необходимой информации (работа со справочной литературой, энциклопедиями, чтение дополнительных научно-познавательных текстов и самостоятельный поиск в нем ответов на поставленные вопросы; работа с информацией, содержащейся в иллюстрациях, схемах, таблицах, подготовка сообщений, выступлений и др.).

Задачи исследования:

Охарактеризовать умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий.

Раскрыть методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Исследовать уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Разработать проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Методы исследования:

Методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Методы эмпирического исследования: анкетирование, метод экспертных оценок, качественная и количественная обработка результатов исследования.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза И.П. Малозёмова» г. Белозерска.

Структура исследования: курсовая работа состоит из:

введения, в котором обоснована актуальность выбранной нами темы, раскрыты проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и база исследования;

двух глав, теоретической и практической. В первой главе исследования раскрыты теоретические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру. Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру. После каждой главы представлены краткие выводы;

заключения, в котором раскрыты основные положения исследования;

списка использованной литературы, включающего 32 источника;

приложение.


Статьи по теме:

Структура БГУИР
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники – один из ведущих технических вузов страны, обеспечивающий подготовку высококвалифицированных специалистов инженерного профиля в сфере современных информационных, телекоммуникационных технологий, радиотехники и электроники. Проф ...

Особенности процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у первоклассников
У первоклассников есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни: ¾ активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности; ¾ заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; ¾ дети спосо ...

Конспекты занятий
В этом пункте я решила опубликовать методику по математическому развитию детей раннего возраста, разработанную доктором педагогических наук Белошистой Анной Витальевной. Предлагаемая система занятий ставит целью развитие пространственного мышления ребенка, формирование логических приемов умственных ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru