Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Аналитическое образование » Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Важнейшим качеством личности в современном динамично меняющемся обществе является способность работать с информацией и самостоятельно добывать знания. В федеральных государственных стандартах второго поколения обращается внимание на то, что выпускник начальной школы должен уметь осуществлять поиск информации, систематизировать, сопоставлять и преобразовывать ее.

Таким образом, формирование учебно-информационных умений, т. е. умений добывать информацию из различных источников является важнейшим условием соответствия образовательного процесса современным требованиям. Приобретение данных умений учащимися способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельной деятельности и всестороннему развитию личности.

Целенаправленная, систематическая работа по формированию у младших школьников умений добывать необходимую информацию из различных источников будет способствовать успешному процессу получения знаний в среднем и старшем звене школы. Полученные знания и умения работы с различными источниками информации помогут ребятам научиться верно воспринимать информацию, оценивать ее качество, проявлять избирательность при ее потреблении, критически относиться к любой информации, понимать ее скрытый смысл и т.д.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что качественное образование, полученное в начальной школе, является фундаментом всего последующего обучения. В связи с тем, что большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получить информацию из книг и учебников возникает необходимость формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «Окружающий мир», который был введен в учебный план начальной школы в 90-е годы ХХ века. «Окружающий мир» – курс интегрированный, обеспечивающий целостное восприятие природы, общества и человека и влияющий положительно на психическое и социальное развитие ребенка, при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника, одной из особенностей которых (в отличие от художественных текстов) является наличие научных понятий, сведений, фактов и отсутствия сюжета и ролей.

В связи с большим значением вопросы формирования универсальных учебных действий получили широкое рассмотрение в научной литературе (исследования А.Г. Асмолова, С.Г. Воровщикова, И.Ю. Кулагиной, Н.А. Лошкаревой, Д.В. Татьянченко, Л.М. Фридмана и мн.др.)

Однако умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий, а также методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру не получили должного рассмотрения. Отдельные замечания по данной проблеме присутствуют в работах И.Н. Ващук, С.Д. Каракозова, Г.Г. Ковалевой, Т. Кравчук, Т.П. Петуховой, А.И. Савенкова и др.

Проблема исследования: каковы особенности формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру?

Необходимость теоретического и практико-ориентированного рассмотрения проблемы определяется рядом противоречий:

- между потребностью современного общества в информационно компетентной личности и многочисленными трудностями, возникающими у младших школьников при работе с информацией;

- между потребностью формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью использования наиболее эффективных методов и приемов для решения данной задачи в работе с младшими школьниками.

Цель исследования: рассмотреть формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Объект исследования: процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Предмет исследования: формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Гипотеза исследования: процесс формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру будет проходить более успешно, если:

учитывать дидактические требования организации работы с научно-познавательным текстом (тщательный отбор материала соответственно уровню общего развития учащихся, степени учебной подготовки, эмоциональной готовности; самостоятельную работу с текстом предварять вступительным объяснением; оказывать помощь в преодолении трудностей; проводить практические упражнения);

на каждом уроке по предмету «Окружающий мир» использовать разнообразные приемы формирования умения осуществлять поиск необходимой информации (работа со справочной литературой, энциклопедиями, чтение дополнительных научно-познавательных текстов и самостоятельный поиск в нем ответов на поставленные вопросы; работа с информацией, содержащейся в иллюстрациях, схемах, таблицах, подготовка сообщений, выступлений и др.).

Задачи исследования:

Охарактеризовать умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из общеучебных универсальных действий.

Раскрыть методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Исследовать уровень сформированности у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Разработать проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Методы исследования:

Методы теоретического исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Методы эмпирического исследования: анкетирование, метод экспертных оценок, качественная и количественная обработка результатов исследования.

База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза И.П. Малозёмова» г. Белозерска.

Структура исследования: курсовая работа состоит из:

введения, в котором обоснована актуальность выбранной нами темы, раскрыты проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы и база исследования;

двух глав, теоретической и практической. В первой главе исследования раскрыты теоретические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру. Во второй главе описана опытно-экспериментальная работа по проблеме формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру. После каждой главы представлены краткие выводы;

заключения, в котором раскрыты основные положения исследования;

списка использованной литературы, включающего 32 источника;

приложение.


Статьи по теме:

Воспитательная работа в школе
В настоящее время класс состоит из 29 человек, из них 21- девочки, а 8 человек – мальчики. Все дети разные. К каждому необходим индивидуальный подход. В классе к 9 классу сложился коллектив, но существуют группы детей по интересам и складу характера. Успеваемость класса средняя (% качества знаний – ...

Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с нарушениями слуха
Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медик ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи (ОНР), было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.Н. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др.) в 50–60-е гг. 20в. Под ОНР у де ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru