Методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру

Аналитическое образование » Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий » Методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру

Страница 1

Период обучения в начальной школе – особенно значимый для начала формирования информационной грамотности (культуры) личности. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. И именно в этот период происходят активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.

Поэтому формирование информационной грамотности (умения работать с информацией), должны начинаться в период обучения ребенка в 1-4 классах, поскольку запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности (культуры) в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.

Значительная роль в овладении умением осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий отводится предмету «Окружающий мир».

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В ходе изучения окружающего мира младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа).

В настоящее время существуют следующие программы: авторская программа курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, «Мир вокруг нас» А.А. Плешкова, программа курса «Окружающий мир» авторов А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиан, С.В. Тырина, программа «Окружающий мир» авторов О.Т. Поглазовой, Н.И. Ворожейкиной, В.Д. Шилина, учебно-методический комплекс «Мы и окружающий мир» авторов Н.Я. Дмитриевой и А.Н. Казаковой и др. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.

При изучении окружающего мира младшие школьники работают с научно-познавательными текстами, содержащими научные понятия, сведения, факты.

Исследователь А.И. Савенков отмечает, что при работе с учебником, дополнительной литературой по предмету «Окружающий мир» необходимо уделять внимание формированию у младших школьников следующих умений, помогающих осуществлять поиск необходимой для выполнения учебных заданий информации:

целенаправленно, выборочно читать текст, статьи учебника;

составлять план к прочитанному тексту;

умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;

логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;

отвечать на вопросы, имеющиеся в конце учебника;

извлекать из учебника и дополнительных источников необходимую информацию и обсуждать полученные сведения;

обмениваться сведениями о Родной стране, полученными из источников информации;

находить в тексте описание к иллюстрациям;

сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;

самостоятельно выполнять задания в рабочих тетрадях на основе текста учебника и дополнительной литературы;

готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).

В начальных классах работа с научно-познавательными текстами осуществляется главным образом во время урока и под руководством учителя. Во время работы с текстом учащиеся не только овладевают новыми знаниями, осмысливают содержащиеся факты, примеры, закономерности, но и параллельно с этим приобретают умение работать с книгой. Таким образом, в этом методе выделяются две взаимосвязанные стороны: освоение учебного материала и накапливание опыта работы с учебной литературой.

Эффективность работы с научно-познавательным текстом в решающей мере зависит от правильной ее организации. С.А. Смирнов рекомендует при работе с текстами соблюдать следующие дидактические требования:

1. Отбирать посильный для учащихся материал, т.е. материал, который на данном уровне общего развития, степени учебной подготовленности к работе данного вида и эмоциональной готовности соответствует сегодняшнему состоянию учащегося. Известно, что не всякий материал из учебника учащиеся могут усвоить без предварительного объяснения учителя и психологической подготовки самого ученика. Многие темы содержат в себе совершенно новые сведения, другие носят вступительный или обобщающий характер. Работа над ними даже с предварительным объяснением учителя может вызвать у школьников большие трудности.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха
Глухие дети, не имеющие дополнительных нарушений, к 6—7 годам достигают психического развития, по ряду показателей близкого к нормальному. Они хорошо владеют произвольной деятельностью, направленной на выполнение тех заданий, которые предлагает им взрослый и которые требуют от них сосредоточия вним ...

Виды логических операций
Логика, как самостоятельная наука оформилась в трудах греческого философа Аристотеля (384 - 322 г. до н.э.). Он систематизировал известные до него сведения, и эта система стала впоследствии называться формальной или Аристотелевой логикой. Формальная логика просуществовала без серьезных изменений бо ...

Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий
Алгоритм управленческих действий на этапе внедрения новых педагогических технологий создан Л.Г. Богословец. Данная модель управления педагогическим процессом объединяет коллектив воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве, обеспечивающем соответствующее возрасту детей раз ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru