Методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру

Аналитическое образование » Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий » Методические основы формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру

Страница 2

2. Всякую работу с учебником и учебной литературой начинать с обстоятельного вступительного объяснения учителя. Учащихся следует ввести в курс изучаемой темы, обратить их внимание на основные вопросы нового материала (иногда вопросы полезно записать на доске или вывесить в виде заранее подготовленной таблицы), поставить перед ними основные задачи выполнения задания, а также определить порядок работы.

3. В процессе выполнения задания учителю необходимо наблюдать за действиями учащихся и фиксировать тех, у кого она не получается. Учитель может помогать учащимся преодолевать отдельные этапы работы с учебником, спрашивая, как они выполнили очередной этап и как понимают изучаемые вопросы.

4. Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок, а в начальной школе - больше 10-15 мин. Ее нужно сочетать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, проводить практические упражнения, связанные с накоплением опыта практической деятельности. Связка «усвоение - проверка» обязательна. Можно организовать работу с учебником циклами: усвоение одного фрагмента и проверка качества усвоения, затем работа над вторым фрагментом и проверка качества его усвоения, далее работа над третьим фрагментом с соответствующей проверкой и т.д.

Существует следующие основные приемы формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий при изучении курса «Окружающий мир»:

- Обращение к справочной литературе, энциклопедиям. Работа со справочной литературой имеет важное значение, вследствие того, что приучает учащихся искать ответы на возникающие при изучении учебного материала вопросы. Педагогу необходимо научить младших школьников обращать внимание на непонятные слова в тексте учебника и обращаться в этом случае к справочной литературе, словарям. Для того, чтобы учащиеся могли найти необходимую информацию, следует познакомить детей с особенностями построения справочной книги, словаря (алфавитный порядок, оглавление, указатели и т. п.). В классной библиотеке обязательно должна быть справочная литература, к которой ученики могут обратиться в любой момент.

- Чтение дополнительных научно-познавательных текстов и самостоятельный поиск ответов в тексте на поставленные учителем вопросы. Чтение дополнительных текстов может выступать самостоятельным заданием для всего класса, либо индивидуальным заданием для отдельных учащихся («Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)»).

- Работа с информацией, содержащейся в иллюстрациях, схемах, таблицах и т.п. Учитель предлагает школьникам обратить внимание на иллюстрацию (схему, таблицу), имеющую отношение к изучаемой теме, изучить ее и ответить на ряд вопросов. Такая работа еще сложна для младших школьников и потому требует некоторой подготовки. Например, до выполнения заданий, в которых информация представлена в таблице, необходимо отработать умение ее читать. Это могут быть такие вопросы:

как называется таблица; почему;

какую информацию из нее можно извлечь; зачем нам таблица в задании;

какая информация представлена в столбцах (диаграммы, таблицы), в строках;

назовите, сколько строк в таблице; сколько столбцов;

что представлено в столбцах, в строках.

До выполнения заданий, требующих обращения к иллюстрациям текста учебника или учебной литературы, необходимо объяснить учащимся где можно найти описание к иллюстрациям, как сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях учебника; как соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями.

- Самостоятельная подготовка сообщений на предложенные темы по предмету «Окружающий мир». Перед поручением такого задания младшим школьникам следует объяснить, какие источники использовать для получения необходимой информации, где их взять, как отыскать в справочной литературе ответ на нужный вопрос.

Наиболее распространенной ошибкой молодых педагогов сведение работы с текстом к простой беседе, вопросы которой повторяют содержание учебного материала знакомое ученикам. Это вызывает снижение интереса к изучению предмета, простому заучиванию учебного материала, при котором применить знания, умения в практической деятельности, выполнить задания младшие школьники затрудняются.

Таким образом, важнейшими итогами работы по формированию у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру выступают: развитие умения извлекать информацию, умения ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Изучение и анализ научной литературы по теме исследования позволили сделать следующие выводы:

Умение осуществлять поиск необходимой информации является одним из важнейших познавательных универсальных учебных действий. Поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий подразумевает умение найти нужные сведения представленные в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и т.д.) в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.). Сформированность данного умения в младшем школьном возрасте будет способствовать успешному процессу получения знаний в среднем и старшем звене школы.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обуча ...

Проектирование образовательных стратегий ДОУ: сущность, содержание
Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения. С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориенти ...

Способы решения проблем детской беспризорности
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформировани ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru