Проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру

Аналитическое образование » Процесс формирования умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий » Проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру

Страница 1

Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал.

Таким образом, формирование у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации является важнейшей задачей современной начальной школы. Уровень сформированности данного умения оказывает влияние на приобретение знаний по всем школьным дисциплинам.

Большие возможности при формировании умения осуществлять поиск необходимой информации предоставляет учебный предмет начальной школы «Окружающий мир». Это объясняется тем, что при его изучении младшие школьники по большей части имеют дело с научно-популярными текстами.

Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о необходимости систематической и целенаправленной работы по формированию у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Цель проекта: сформировать у младших школьников умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Задачи проекта:

Сформировать умение планировать информационный поиск.

Сформировать умение найти нужную информацию в источниках различного типа.

Содержание проекта соответствует используемым формам и методам обучения, а также психологическим особенностям детей младшего школьного возраста.

Условия применения проекта:

системность и целенаправленность работы;

учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

наглядность;

дифференцированный подход.

Сроки реализации проекта: учебный год.

II.Содержание проекта

Этап 1. Диагностический.

Цель этапа: провести диагностику сформированности у учащихся умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Задачи этапа:

Выявить у младших школьников уровень сформированности умения планировать информационный поиск.

Выявить у младших школьников уровень сформированности умения определять источник недостающей информации.

Выявить у младших школьников уровень сформированности умения искать информацию в источниках различного типа.

Содержание этапа: диагностическое исследование сформированности у учащихся умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Методы исследования: анкетирование учащихся, метод экспертных оценок.

Этап 2. Подготовительный

Цель этапа: создание условий для успешной реализации проекта.

Задачи этапа:

Проанализировать результаты проведенной диагностики.

Разработать основные направления работы по формированию у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Содержание этапа: опираясь на результаты, полученные с помощью диагностики, разработать основные направления работы по формированию у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Этап 3. Деятельностный

Цель этапа: провести работу по основным направлениям формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру.

Задачи этапа:

Сформировать умение определять недостающую информацию.

Сформировать умение определять источник недостающей информации.

Сформировать умение искать информацию в источниках различного типа.

Содержание этапа: организовать деятельность по формированию у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру с постепенным усложнением. Подробно содержание этапа представлено в таблице 2.

Таблица 2. Содержание деятельностного этапа

Классы

Основные направления формирования умения осуществлять поиск информации

Приемы формирования

1

Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Извлекать информацию из текста, рисунка, схематического рисунка.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

В процессе обсуждения темы урока учитель вместе учащимися осуществляет постановку вопросы, на которые необходимо найти ответ.

Задания найти информацию на развороте, найти в оглавлении (на какой странице?), в словаре (найти какие-либо понятия к изучаемой теме).

Найти и зачитать описание к рисунку, найти название рисунка, объяснить, что изображено на рисунке (схеме).

После изучения новой темы задать по ней вопросы и дать время на поиск и обдумывание информации, разрешив обращаться к учебнику, тетради, сопутствующим материалам. Выполнять задания в тетради, используя текст учебника и дополнительную литературу.

2

Определять, что нужна дополнительная информация для выполнения задания.

Понимать, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

Находить необходимую информацию как в учебнике (текст, иллюстрации, элементарные схемы и таблицы), так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

Постановка вопросов о том, какая информация необходима при ответе на конкретный вопрос.

Задания на умение подбирать литературу по разным темам. Занятие в библиотеке, включающее задания на поиск книг с помощью карточного каталога по различным темам (об использовании человеком науки и техники, об истории человечества, об исследователях и ученых и пр.).

Работа с таблицей (схемой, иллюстрацией) с помощью наводящих вопросов учителя. Задания ответить на вопросы учебника, найти дополнительную информацию по теме. Выполнять задания в тетради, используя текст учебника и дополнительную литературу.

3

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для выполнения задания.

Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Постановка вопросах учителя о том, какие вопросы можно рассмотреть в рамках изучения новой темы.

Задание обратиться к словарю и найти значение слова (например, «тундра», «степь» и пр.), Обратиться к энциклопедии, чтобы узнать, какие животные живут в тундре, степи… Работа в библиотеке с различными источниками информации.

Рассказать, какие новые знания почерпнули из таблицы (иллюстрации, схемы…).

4

Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.

Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Например, найти статью в учебнике и самостоятельно ответить на ряд вопросов.

Задания найти дополнительную информацию к уроку по определенным темам. Работа в библиотеке с различными источниками информации.

Поручение индивидуальных сообщений, выступлений, рефератов на заданные темы.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Методика психолого-педагогического обследования детей 6-7 лет
Диагностический комплекс включает 2 теста: Работа с парными картинками (выбор по образцу). Метод № 1.Разбор и складывание пирамиды Цель: изучение зрительного соотнесения предметов. Диагностическое оборудование: Пирамида с разноцветными кольцами различного диаметра. Процедура проведения: Методика пр ...

Межкультурная компетенция как показатель уровня сформированности вторичной языковой личности
Анализируя тенденции развития теории и практики обучения иностранным языкам второй половины ХХ века, Д. Дэвидсон и О.Д. Митрофанова пишут: «С 50-х до 80-х в мире существенно изменились методические ориентации, что нашло отражение в ведущих терминах методики, в целевых установках обучения» «обучение ...

Прием – сообщение учащимся биографии автора
Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного, детского опыта жизни, детских переживаний. Здесь уместно вспомнить драматурга А. Володина, сказавшего, что п ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru