Проектирование образовательных стратегий ДОУ: сущность, содержание

Страница 4

Целевые ориентиры для дошкольной ступени образования представлены в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени. Возрастной портрет ребенка дошкольного возраста отражает идеальные социокультурные ожидания, а не среднестатистический уровень достижений детей этого возраста. Эти ожидания не могут выступать непосредственным основанием оценки качества образования или продвинутости самого ребенка (Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

Нормативные документы

Цели и задачи

Социально-значимый результат ступени дошкольного образования

Региональный (национально-региональный) компонент государственно-го образовательно-

го стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

Цель: обеспечение развития полноценной личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, создающего условия для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

Задачи:

- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, сохранение и укрепление его психофизического здоровья, становление образа «Я»;

- воспитание нравственных, трудовых, эстетических качеств, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении;

- развитие индивидуальности ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста;

- формирование начальных представлений о материальных и духовных ценностях, которыми руководствуются люди в типичных жизненных ситуациях.

Предлагается овладеть следующими компетенциями:

-способность к действенной помощи и проявлению любви к близким людям;

-открытость окружающему миру и проявлению начальных навыков исследования его природных и социальных аспектов;

-активное участие в совместных играх с взрослыми и сверстниками, демонстрирующее стремление учитывать интересы окружающих людей;

-владение основными навыками самообслуживания и умение соблюдать основные санитарно-гигиенические требования, определенные современной культурой;

-владение элементарными навыками использования технических систем, применяемых для удовлетворения бытовых и досуговых потребностей;

-способность оценивать свои достижения на основе формирующегося чувства собственного достоинства (гордости) и испытывать чувство стыда за нарушение уже усвоенных социальных норм.

Учитывая специфику стандарта дошкольного образования («Временные требования…»), важным компонентом рабочей программы должен стать помимо целеполагания личностно-ориентированный характер взаимодействия взрослых с воспитанниками.

В этой связи, в структуре рабочей программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:

- характеристика социально-психологических условий взаимодействия взрослых с детьми, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников;

- характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Социально-психологические условия взаимодействия взрослых с детьми (на концептуально-нормативной основе)

Концептуальные документы

Ценности

Принципы

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)

- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;

- открытость человека изменяющемуся миру;

- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";

- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.

Требования к психолого-педагогическим условиям:

личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;

сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.

Концепция дошкольного воспитания

Ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные.

Единство воспитания и обучения.

Максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «детских» видах деятельности.

В основе – идея обогащения духовного мира ребенка, насыщение его жизни яркими, необычными, интересными событиями – делами, встречами, играми, приключениями; базирующееся на положениях:

- Открывающаяся перспектива. Дошкольники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельноти, побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность движения ко все новым знаниям.

- «Равноценность представленности основных сфер». Каждому ребенку – равные возможности для освоения основных сфер жизнедеятельности («природа», «рукотворный мир», «общество», «я сам»).

- «Свободный выбор». Формируемые у ребенка взгляды, ориентации, вкусы должны иметь прямое отношение к формированию базиса личностной культуры. За пределами этой задачи, ребенку ничего не вменяется в обязанность, ничего не внушается. Он располагает правом самоопределения, свободного выбора (что, как и с кем он будет делать и т.п.).

«Не рядом и не над, а вместе!». Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально возможно полно развернуть возможность их роста.

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

Сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Формы организации жизнедеятельности: исключительное значение – игре, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Нормативные документы

Ценности

Принципы

Временные требования

Признание самоценности периода дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Особая роль – условиям для усвоения ребенком творческого способа получения знаний любого рода и развития его индивидуальности, не требуя от него непременного усвоения знаний из разных сфер жизни в строго заданном объеме (знания в этом возрасте являются средством, обеспечивающим желательное направление и уровень развития ребенка, а не самоцелью образовательного процесса. Объем знаний и их структура при этом могут меняться в зависимости от индивидуальности ребенка, его мотивации, способностей и склонностей).

- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;

- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;

- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;

- демонстрация в собственном поведении уважительного отношения ко всем детям;

- привлечение внимания детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощрение проявлений сочувствия, сопереживания сверстнику;

- поддержка положительных самоощущений детей;

- терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у него негативных переживаний;

- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха;

- порицания относятся только к отдельным действиям детей;

- поощрение детей в высказывании своих чувств, мыслей, переживаний;

-постоянное внимание к новым достижениям ребенка в разных видах деятельности, его возможностям и способностям.

Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области

Дошкольное детство - период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения

- Уважение детской индивидуальности

- Учет готовности к освоению ребенком предъявляемых к нему окружающими людьми требований

- Полнота реализации возможностей ребенка с учетом достигнутого уровня психофизического и социального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Эмпирическое исследование сохранения объема
Цель нашего исследования, выявить до какого возраста в наше время сохраняется феномен «сохранения объема». Для этого мы взяли задачу Пиаже на сохранение объема и провели индивидуальное собеседование с группой детей. В нашу группу вошли испытуемые от 3-х до 6-ти лет, по два ребенка на каждый возраст ...

Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации человека восполняет знани ...

Мониторинг качества образования и ЕГЭ
В последнее время появились разные направления использования результатов ЕГЭ на различных уровнях. На федеральном уровне специалисты начинают сравнивать результаты ЕГЭ по годам и отдельным регионам. Сравнивая результаты по годам, выясняют, почему изменилось распределение отметок; чем определяется к ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru