*Ценностные основы отношения к действительности (приобретения)
Воспитание дошкольников | ||
Ценности Отношение к природе | ||
Познавательные ценности |
- начинает чувствовать себя первооткрывателем - испытывает радость экспериментирования с объектами неживой природы - открывает новое в знакомом и знакомое в новом - вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер | |
Ценности преобразования |
- возникает стремление бережно относиться к природной среде - возникает стремление сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы | |
Ценности переживания |
- ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы - ребенок проникается красотой природы, близостью ко всему живому -возникает чувство общности с предметами и явлениями окружающего мира, ребенок одушевляет их | |
Условия формирования ценностей |
Любознательность ребенка, направляется взрослым к объектам, все более и более сложным и разнообразным. Взрослый вовлекает ребенка в область своих переживаний по поводу красоты, величия, многообразия природных явлений, создавая зону совместных эмоциональных переживаний. Взрослый дает каждому ребенку почувствовать себя «ответственным лицом», причастным к происходящему | |
Результат |
Начала экологического сознания | |
Отношение к рукотворному миру | ||
Познавательные ценности |
- пробуждается потребность в новых знаниях - расширяется собственный опыт ребенка за счет приобщения к тому, что известно другим - появляется значимость учения | |
Ценности преобразования |
- стремление самому сделать то, что доступно другому - стремление создать нечто новое, оригинальное, творить | |
Ценности переживания |
- возникновение чувства красоты, совершенства созданных человеком вещей, творений искусства - возникает чувство уважения к мастерству | |
Условия формирования |
Игра, общение с искусством | |
Результат |
Начала духовности как свойство сознания | |
Отношение к другим | ||
Познавательные ценности |
- появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние, отношение к действию как поступку - формируется интерес к событиям общественной жизни в стране, в родном городе - складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками - развивается социальное мышление | |
Ценности преобразования |
- стремится воздействовать на окружающих, оказывать на них влияние, брать под свою защиту и помогать им - стремится передавать свои знания, опыт другому | |
Ценности переживания |
- замечает, что рядом с ним люди, такие же, как и он, и в то же время отличные от него - рождается чувство значимости другого - переживания приобретают личностную окрашенность - на основе сопереживания рождается сочувствие и сорадость | |
Результат |
Начала нравственного сознания | |
Отношение к самому себе | ||
Познавательные ценности |
- открытие своего «Я» - ребенок выделяет себя из мира - начинает осознавать, что не похож на других - возникает интерес к жизни (биография) и жизни близких - пробуждаются первые представления о Родине, о будущем - возникает отношение к жизни и смерти, к бессмертию | |
Ценности преобразования |
- на основе потребности в признании возникает стремление действовать «как все» | |
Ценности переживания |
- чувство физической и психологической защищенности - полнота разнообразных чувств - раскованность, ощущение собственного тела и владения им - наслаждение игрой как проявлением духовных и физических сил | |
Результат |
Начала самосознания личности | |
Обучение дошкольников | ||
Формирование культуры познания |
- овладение представлений о живом и неживом, о причине и следствии, о пространстве и времени и др. - начинает отличать искусственное от природного, красивое от безобразного, реальное от воображаемого и др. - представление о добре и зле, о своем и чужом, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости и т.д. - представление о желаемом и возможном, о том, что значит думать, предполагать, знать и т.д. | |
Результат |
Рождение высших психических функций. Рождение новых форм мировосприятия. Элементы произвольности в решении познавательных задач, интерес к познанию. Культура познания. | |
Статьи по теме:
Эмпирическое исследование сохранения объема
Цель нашего исследования, выявить до какого возраста в наше время сохраняется феномен «сохранения объема». Для этого мы взяли задачу Пиаже на сохранение объема и провели индивидуальное собеседование с группой детей. В нашу группу вошли испытуемые от 3-х до 6-ти лет, по два ребенка на каждый возраст ...
Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский,
византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий
В XVII в. в педагогической мысли и школьном деле происходит размежевание, вызванное сближением с Западом и различным отношением к западной культуре и образованности. Во второй половине века определились четыре основных подхода к воспитанию и обучению: 1) латино-фильский (С. Полоцкий, С. Медведев); ...
Современные подходы к комплексному решению вопросов развития
изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития дошкольной педагогики существует несколько методик обучения изобразительной деятельности. В нашем исследовании мы намерены рассмотреть некоторые из них. В ходе исследования Ветлугина Н.А. предложила использовать комплексный подход в обучении художественному творчеству ...