Компетентностный подход как условие формирования личности

В педагогической литературе часто употребляется и уже "устоялся" термин "компетентность". Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования и уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования.

Определение выпускника, владеющего компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему он готов, - называют компетентностным подходом. Компетентностный подход означает формирование навыков на создание условий для овладения комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно насыщенного пространства.

О.Е. Лебедев определяет компетентностный подход к формированию личности как совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения:

Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыта учащихся.

Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

социальная технологическая компетентность отклонение

Компетентностный подход к определению целей школьного образования дает возможность согласовать ожидания учителей и обучаемых, т.е. возможности, которые могут приобрести школьники в результате образовательной деятельности.

Цели школьного образования, с этой точки зрения, заключаются в следующем:

Научиться учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни.

Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

В школьной образовательной практике можно выделить такие ключевые компетентности:

автономизационную - быть способным к саморазвитию, самообразованию, конкурентоспособности;

социальную - уметь жить и работать с людьми, с близкими, в трудовом коллективе, в команде;

продуктивную - уметь работать и зарабатывать, принимать решения и нести ответственность за них;

нравственную - готовность, способность потребность жить по традиционным нравственным законам.

Компетентности - это деятельностные характеристики человека, поэтому образовательная компетентность выпускника - это способность к сложным видам деятельности, это уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования.


Статьи по теме:

Особенности личностно-ориентированного подхода к процессу музыкального образования и воспитания в условиях программы "Мир музыки"
В современной технократической цивилизации музыкальное образование отодвигается на второстепенный план. Между тем, новые достижения педагогики и психологии доказали важнейшую роль музыкальных занятий не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Чтобы стать личностью, человеку н ...

Инструменты управления изменениями. Этапы изменений
Инструменты управления изменениями в организации представляют собой приемы и методы, которыми может пользоваться менеджер при осуществлении изменений. Управляет изменением менеджер. Ему надо не только спланировать изменение, но и убедить исполнителей в целесообразности нововведения, в том, что оно ...

Опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы
Многие педагоги в начальных классах используют различные игровые приемы на своих уроках, а также различные игры во внеурочной работе групп продленного дня. Далее предлагается рассмотреть положительные и отрицательные опыты учителей применения игр в образовательном процессе начальной школы. Опытные ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru