Развитие и воспитание детей раннего возраста

Аналитическое образование » Развитие и воспитание детей раннего возраста

Страница 2

Такие безобидные процедуры, как стрижка волос, осмотр зева, даже купание при неправильных воспитательных приемах могут вызывать у ребенка слезы. А с другой стороны, даже инъекции или другие болезненные манипуляции переносятся детьми спокойно, если медицинская сестра будет в то же время воспитателем, понимающим психические особенности ребенка.

Учитывая большую взаимозависимость физического и нервно-психического развития, правильно воспитывать детей раннего возраста можно лишь при условии объединения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий в согласованную систему.

2. Постоянство и единство подходов.

Одним из основных педагогических правил является обеспечение постоянства приемов и единства подходов к ребенку со стороны всех лиц, имеющих отношение к его воспитанию. Любое умение, навык можно воспитать лишь тогда, когда при их формировании будут неоднократно применены одни и те же приемы. Например, приучить ребенка вытирать ноги, приходя в комнату, или засыпать спокойно без укачивания можно только тогда, когда каждый раз от ребенка требуют выполнения этого правила.

В семье ребенка обычно воспитывают несколько взрослых, а в яслях, кроме того, воспитательницы. Поэтому сложной задачей является достижение полной согласованности в методах воспитания отца и матери, а также единства подходов в семье и яслях. При единстве и постоянстве подходов дети быстро усваивают ряд устойчивых правил поведения (всегда мыть руки перед едой, не отнимать игрушек, выражать желание не криком, а словами и др.). Маленькому ребенку очень трудно привыкнуть, если один раз ему что-то разрешают (например, бегать с куском хлеба в руке), а в другой — запрещают, если воспитательница настаивает на самостоятельной еде, а няня спешит накормить его сама и т. п. Выработка устойчивых привычек таким путем невозможна. Отсутствие единства является одной из основных причин повышенной раздражительности, частых вспышек возбуждения, "капризов" ребенка, а иногда ранней нервности Совершенно недопустимо, например, когда старшая медицинская сестра, придя в группу, начинает ласкать плачущего ребенка, предварительно не узнав, почему воспитательница сама не утешает его.

Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности. При правильном подходе взрослых самостоятельные действия уже с первых лет доставляют детям удовольствие. Например, можно видеть выражение удовлетворения у 7—8-месячного ребенка, сумевшего после нескольких неудачных попыток самостоятельно встать около барьера. Очень доволен ребенок 1 года I месяцев — 1 года 3 месяцев, если ему дали возможность самому держать ложку. Но раннее проявление самостоятельности требует своего развития и закрепления. Для того чтобы и в дальнейшем ребенок в силу своих возможностей старался все, что может, делать самостоятельно и получал от этого удовольствие, нужны правильные воспитательные приемы. Очень рано следует придерживаться правила: не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Большое значение для развития самостоятельности маленьких детей имеет отношение к этому окружающих взрослых. Значительно усиливается желание сделать что-то самому, если это получает одобрение, похвалу старших. Поощрение является очень существенным методом воспитания самостоятельности. Воспитательница должна поощрять самостоятельные действия ребенка. Но хвалить ребенка следует только за то, что он действительно заслужил. Не следует сразу же, по первому требованию или при малейшем затруднении помогать ребенку. Надо побудить его постараться самому выйти из затруднительного положения и после удачи похвалить. Оказывать помощь нужно только тогда, когда взрослому ясно, что сам ребенок этого сделать не может, но и в таком случае надо постараться делать не за него, а вместе с ним. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует на встретившееся ему затруднение, сначала надо предоставить ребенку возможность самому справиться с ним, побуждая его ободряющими словами. Только убедившись в невозможности преодолеть затруднение, не дожидаясь, пока у ребенка вследствие многократных попыток пропадает желание добиться положительного результата, надо помочь ему, одновременно привлекая и его самого. Привлечение детей с возрастом все к большему участию в кормлении, умывании, одевании, поощрение их самостоятельных попыток преодолевать затруднения во время игры способствуют развитию самостоятельности, умению преодолевать затруднения, самому добиваться желаемого, что является очень ценным качеством личности ребенка.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов
Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обыча ...

Теоретические основы технологии визуализации
В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают колоссальную значимость. В этой связи назрела потребность в систематизации накопленного опыта визуализации учебной информации и его научного обоснования с позиций технологического подхода к о ...

Сравнительный анализ педагогических подходов по работе с беспризорными детьми на основании исследований А.В. Гоголевой «Беспризорность»
песталоцци беспризорность педагогический Макаренко Антон Семёнович (1.03.1888 – 1.04.1939) родился в городе Бесполье, ныне в Сумской области Украины. Педагог и русский писатель. По окончании Кременчугского городского училища и пед. курсов при нём учительствовал в посёлке Крюков и на станции Долинск ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru