Большинство старшеклассников считает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешного обучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношении нынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее 12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественного мнения).
Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время сформировался общественный запрос общества на профилизацию школы. Переход к профильному обучению продиктован необходимостью создания условий для реализации обучающимися своих познавательных интересов, склонностей, способностей, для подготовки старшеклассников к продолжению образования и будущей профессиональной деятельности. Различные аспекты содержания обучения информатике в условиях профильной дифференциации исследовались в работах С.А. Бешенкова, А.Г. Гейна, Т.Б. Захаровой, К.К. Колина, А.А. Кузнецова, Е.А. Ракитиной, А.Л. Семенова, А.Ю. Уварова, Н.Д. Угриновича и др.
Так, проблема формирования содержания профильного образования по информатике рассматривалась, например, в работах Бутовой Н.В., Давыдовой Н.А. . Методоческие аспекты обучения информатике в условиях профильной дифференциации исследовались Данилиной И.И., Сухановой Н.Т. , Шестаковым А.П. и др. Вопросам изучения конкретных информационных и коммуникационных технологий в профильных курсах информатики посвящены диссертации Богомоловой Е.В., Галыгиной Л.В. и др.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда… отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» .
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора дальнейшего жизненного пути.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
– обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
– создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
– способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
– расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Статьи по теме:
Клиническая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением
интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...
Понятие — продуктивное мышление. Общая характеристика видов мышления
Предмет нашего исследования — творческое (продуктивное) мышления. Хотя это понятие давно употребляется в психологической литературе, его содержание дискуссионно. Обращаясь к анализу литературы, мы ставили перед собой задачу выяснить, как крупнейшие представители психологических теорий определяют по ...
Понятие познавательной активности
Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания, общего и профессионального развития личности специалиста. Понятие активность в сфере научных знаний определяется не ...