Сформировать речевой навык – значит обеспечить учащемуся возможность правильно строить собственные, письменные и устные иноязычные высказывания и понимать высказывания других людей, в том числе носителей изучаемого языка. Так, например. Произносительный навык призван обеспечить учащимся способность:
- различать и воспроизводить фонемы и интонемы изучаемого языка;
- воспринимать и соединять последовательности незнакомых звуков;
- разделять поток звуков на значимые структурные единицы, состоящих из фонологических элементов;
- понимать и владеть процессами звукового восприятия изучаемого языка.
В свою очередь, среди лексических навыков (например, навыков использования двуязычных словарей, навыков различия компонентного состава лексической единицы и др.) особое значение имеют навыки:
- распознования и корректного социокультурного употребления в собственной речи, страноведчески маркированных лексических единиц;
- их перевода;
- лингвострановедческого комментирования социокультурного содержания языковых реалий в иностранном языке.
Лексические, грамматические, произносительные и орфографические навыки являются непременным условием формирования умений речевой деятельности, то есть умений говорить, слушать, читать, писать на изучаемом языке. Данные навыки выступают по отношению к речевым умениям такими же необходимыми условиями, как сохранение слов или грамматический явлений памяти учащегося. Использование речевых навыков, для того, чтобы самостоятельно и с учётом целей и ситуаций общения выражать свои мысли, намерения, переживания и адекватного понимания мыслей других людей – носителей изучаемого языка, является показателем сформированности речевых умений. « Владеть таким умением – значит уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные языковые средства.
Другие умения должны рассматриваться как составляющие содержание обучения иностранному языку. К таким умениям относятся, например, так называемые учебные умения:
1) умения, связанные с интеллектуальными процессами:
- наблюдать за тем или иным языковым явлением в изучаемом языке, сравнивать и сопоставлять языковое явление в иностранном языке и в родном;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию в соответствии с определённой учебной задачей;
- сопоставлять, сравнивать, группировать информацию в соответствии с определённой учебной задачей;
- предвосхищать информацию, обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное, прочитанное;
- фиксировать основное содержание сообщения;
- формулировать основную идею сообщения;
- составлять планы, тезисы;
- подготавливать и делать развёрнутые сообщения в виде докладов;
2) умения, связанные с организацией учебной деятельности:
- работать в разных режимах – индивидуально, в паре, в группе;
- пользоваться справочными материалами
- контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно их оценивать;
- обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к учителю, товарищам;
3) компенсационные (стратегические) умения. Данные умения проявляются в том случае, если учащийся желает передать на неродном языке то или иное сообщение или понять устное, письменное речевое высказывание, но его ограниченные языковые возможности, знания и умения не позволяют сделать ему это успешно.
Названные речевые умения, также как и языковые и страноведческие знания, подлежат тщательному отбору применительно к условиям обучении иностранному языку в том или ином типе в виде образовательного учреждения.
Статьи по теме:
Этапы трудового воспитания
Трудовое воспитание должно быть тесно связана с нравственными и физическими его сторонами, иначе труд в воспитании человека не принесёт пользы. Задачи трудового воспитания усложняются с возрастом обучаемых. Они решаются поэтапно. У детей младшего возраста воспитывается трудолюбие и бережливость. Де ...
Приёмы творческого воображения
Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. ...
Методика преподавания художественной литературы в начальной школе.
Поурочные разработки с использованием различных методов и приемов
художественный литература преподавание школа Зима в изображении русских поэтов. С. Есенин "Поёт зима – аукает ." Цели: Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; показать изображение зимы в произведениях русских поэтов; учить чувствовать красоту и музыку поэтическог ...