Можно выявить общую совокупность составляющих коммуникативной компетенции:
- знания о системе изучаемого языка и навыки оперирования языковыми средствами общения;
- сформированные на основе лингвистических знаний и языковых навыков умения понимать и порождать иноязычные высказывания;
- знания социокультурной специфики страны изучаемого языка, а также навыки и умения, позволяющие осуществлять речевое и неречевое общение с носителями этого языка в соответствии с этой спецификой и нормами, регулирующими вербальное взаимодействие в соответствующем лингвоэтнокультурном сообществе;
- умения пользоваться собственным речевым иноязычным опытом для компенсации пробелов в знании языка.
Всё вышеперечисленное должно обеспечить учащихся общеобразовательной школы в соответствии с их реальными потребностями и интересами:
- в устной и письменной форме устанавливать и поддерживать контакт с партнёром по общению, сообщать и запрашивать информацию различного объёма и характера, логично и последовательно высказываться и адекватно реагировать на высказывания партнёра по общению, интерпретировать и обобщать информацию, выражая при этом своё отношение к предмету общения, используя аргументацию и эмоционально-оценочные суждения;
- использовать различные стратегии извлечения информации из звучащего или письменного текста и интерпретировать полученную информацию.
Овладение учащимися указанной совокупностью знаний, навыков и умений в условиях общеобразовательной школы ограничено в силу недостаточного количества часов, отводимых на изучение иностранного языка. Данное ограничение делает необходимым определение уровня владения иностранным языком, релевантного для различных условий обучения.
Результаты апробации показывают, что для отечественной школы релевантно следующее соответствие:
- первый уровень – уровень выживания – достигается в условиях обучения в общеобразовательных школах с 5 по 9 класс с учебным планом 3-4 урока в неделю;
- второй уровень – допороговый – достигается в общеобразовательных школах, лицеях и гимназиях, в которых обучение языкам ведётся с1 или 2 класса по 11 класс;
- третий уровень – пороговый – в школах с углубленным изучением языка (от 4 до 8 уроков в неделю);
- четвёртый уровень – пороговый продвинутый – достигается лишь отдельными учащимися школ лингвистического профиля (свыше 10 уроков в неделю).
Следует заметить, что создатели представленной выше системы уровней отмечают проблематичность достижения двух последних уровней большинством учащихся.
В школах России возможна и реальна асимметрия в овладении различными видами коммуникативной деятельности. Так, например, целевые установки в области обучения устной речи в обычной образовательной школе соответствуют уровню выживания, а чтению – допороговому уровню. Тем самым реализуется положение об объективном ограничении требований к уровню владения иностранным языком учащимися общеобразовательных школ.
Например, если ставится задача овладения чтением на изучаемом языке на допороговом уровне, то это значит, что учащиеся должны уметь:
- просматривать объявления, проспекты и выделять в них наиболее значимую информацию;
- извлекать необходимую информацию из сообщений, газетных статей, содержащих много цифровых данных»
- понимать короткие простые объявления о том, что и где происходит;
- понимать основное содержание простых текстов повествовательного характера;
- понимать инструкции при условии, если они хорошо иллюстрированы;
- понимать анкету, связанную с личными данными учащихся, и заполнять её;
Статьи по теме:
Понятия творчество и
творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво р ...
Отбор грамматического материала
При решении вопроса об отборе грамматического материала необходимо, опираясь на все специфические особенности немецкого языка, о которых было сказано выше, создавать такой минимум, который был бы посилен для усвоения и достаточен для выполнения коммуникативно-значимых задач в продуктивных и рецепти ...
Проблема оптимальных
сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого р ...