Характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Аналитическое образование » Структура и содержание рабочей программы педагога дошкольного образовательного учреждения » Характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Страница 1

Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития сферах жизни. Эргономические, эстетические и, главным образом, психолого-педагогические условия составляют основу организации образовательного процесса ДОУ. ГОС дошкольного образования (Временные требования) представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду, одним из компонентов которых являются требования к среде ребенка. Ст.32 п.2 Закона РФ «Об образовании» гласит: «К компетенции образовательного учреждения относится: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств».

Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.

Среда развития ребенка – это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в ДОУ. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные (витальные) потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья.

Организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка (Концепция дошкольного воспитания). Создание интерьера помещений, производство детской мебели, игр и игрушек, физкультурного оборудования и спортинвентаря должно базироваться на научных принципах — своеобразной “эргономики детства”. Высокая культура интерьера применительно к ребенку не роскошь, а условие построения “развивающей среды”. Обогащение форм жизни ребенка в детском саду требует более гибкого и вариативного использования пространства. Альтернативу жесткой функциональной закрепленности зон и уголков внутри помещений и участков составляет их приспособленность к удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, когда он получает возможность постоянно чувствовать себя полноправным владельцем игрушек, свободно перемещаться по детскому саду, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых. Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.

Определяющим моментом в организации развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив ДОУ, каждый педагог.

В дошкольной педагогике концептуальные основания построения развивающей среды ДОУ с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми представлены в работах В.А.Петровского и С.Л. Новоселовой.

Согласно позициям В.А. Петровского, «непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми». В.А.Петровский определяет следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

- дистанция, позиции при взаимодействии - ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми;

- активность - реализация возможности проявления активности и ее формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;

- стабильность-динамичность среды - направленность условий на изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей;

- ориентировка на комплексирование и гибкое зонирование, реализующая возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющая детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;

- эмоциогенность среды - индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Воспитание художественно-творческих навыков по Бакушинскому
Период двигательно-зрительной установки психики Наиболее нормальным педагогически является гармоническое развитие всех функций ребенка, предоставление ему всех возможностей полноты жизнеощущения. Его творческая активность должна проявляться во всех направлениях сначала в целях внутренней организаци ...

Психолого-педагогическое обоснование методических рекомендаций по коррекции дисграфии
Первые попытки применения знаков в коммуникативных целях, вероятно, имели место уже на ранних ступенях архаического мышления. Способность использовать знаки для передачи сообщения возникла в контексте выполнения магических действий и ритуалов и десятки тысячелетий находилась в своего рода зачаточно ...

Влияние педагогического общения на межличностные отношения подростков
межличностный отношение подросток коллектив эмоциональный Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление вни ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru