Характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Аналитическое образование » Структура и содержание рабочей программы педагога дошкольного образовательного учреждения » Характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Страница 2

- эстетическая организация среды - сочетание привычных и неординарных элементов;

- тенденция «открытости — закрытости», т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

- учет половых и возрастных различий как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Иной деятельностно-возрастной системный подход к организации развивающей предметной среды представлен С.Л. Новоселовой, который основывается на представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития. Согласно позициям этого автора «развивающая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития. Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика».

При организации развивающей среды в данном подходе должно быть обеспечено единство социальных и природных средств разнообразной деятельности ребенка. Для этого необходимо определить основные элементы предметной среды: архитектурно - ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.

Развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.

Важно организовать такую развивающую среду, которая предполагала бы возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта; в которой ребенок чувствовал эмоциональный комфорт от осознания собственной ценности через доброжелательное принятие другими (и в первую очередь педагогом) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.

Кудрявцевым В.П. определены параметры развивающей среды:

- проблемная насыщенность;

- открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» ребенка к активному достраиванию среды, диалогический режим функционирования;

- необыденность;

- четкая оформленность в среде предметных источников развития;

- многофункциональность;

- приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых;

- функциональность моделирования содержания детской деятельности;

- возможность поиска и открытия;

- «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов и т.п.);

- «ненасыщаемость» - нескованность, тенденция к постоянному выходу за рамки ситуативности («надситуативность»);

- возможность использовать накопленный опыт;

- эмоциональная насыщенность и выразительность;

- динамичность (изменяемость).

Кроме того, значимым в процессе проектирования рабочей программы является отбор реализуемого содержания образования адекватного ее ценностно-целевым ориентирам.

Функции развивающей среды:

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельноти, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом. Предметная среда, предназначенная для обеспечения возможностей овладения детьми новыми способами деятельности, выполнения новых действий, развития познавательных способностей, должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности. Она должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Технология индивидуального подхода к младшим школьникам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...

Возникновение пунктуации как раздела языкознания
пунктуационный русский язык школа Становление пунктуации было обусловлено развивающимися потребностями письменного общения. Еще в древних европейских рукописях отмечены отдельные знаки препинания, прежде всего точка (и комбинации точек), а также двоеточие, запятая, точка с запятой – они непосредств ...

Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»
В развитии понятия здоровья в литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно т.н. «нормы», и третье, менее разви ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru