В процессе коррекционной работы с умственно отсталыми детьми по формированию речи, как и с нормально развивающимися, особое внимание уделяется ведущей деятельности ребенка.
С учетом ведущей деятельности ребенка в процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения.
• К практическим методам относят: упражнения, игры и моделирование. Упражнения – это многократное повторение ребенком действий при выполнении практических и умственных заданий. В логопедической работе он эффективен при устранении артикуляторных и голосовых расстройств.
• Упражнения подразделяются:
• Подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные; развивающие общую, ручную моторику);
• Конструктивные (конструирование букв из элементов, реконструирование букв);
• Творческие (использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале);
• Речевые (повторение слов с поставленным звуком и другие);
• Игровые (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.
• Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.
• Ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует деятельность детей.
• Моделирование – это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, отношениях и связях между их элементами (графические схемы структуры предложения, слогового и звукового состава слова).
Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика.
Блок I –диагностический.
Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.
Методы :анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.
Блок II – коррекционный.
Цель :гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций; обучение родителей новым формам общения с ребенком.
Коррекционный блок включает два этапа:
1.Подготовительный, цель которого – создание установки на коррекционную работу, повышение чувства уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;
2.Основной – направлен на коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.
Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.
Блок III – оценочный, контрольный.
Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствия рецидивов.
Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.
Статьи по теме:
Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации человека восполняет знани ...
Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пс ...
Возникновение пейзажа как жанра живописи
Каждому чувствующему человеку памятны свои особые ощущения при встрече с красивыми природными явлениями: лесом, поляной в цветах, розами, радугой, горами, морями. А затем, с возрастом, мы знакомимся с произведениями художников, которые с помощью кисти и красок изобразили мир природы. И. И. Шишкин, ...