Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Аналитическое образование » Модель социально-перцептивной компетентности педагога

Страница 3

1) субъективность или объективность восприятия ученика учителем;

2) видит ли учитель в ребенке прежде всего личность или ученика;

3) самоощущение учителя в присутствии учащегося;

4) влияние, которое учитель может оказать на ученика или оказывает;

5) наличие или отсутствие прогностических оценок;

6) видение детей в системе их взаимодействий с окружающими;

7) владение специальными категориями психологического анализа личности ребенка.

Ответы испытуемых на первый, второй, пятый вопросы позволили нам определить наличие развития их направленности личности. Ответы на третий, четвертый вопросы развитие Я-концепции; ответы на шестой и седьмой вопросы позволили определить наличие рефлексивно-перцептивных знаний, умений педагогов. Для выявления сущностных характеристик социально-перцептивной компетентности педагогов нами был использован метод экспертной оценки.

Качественный анализ полученных результатов позволил выделить некоторые характерные описания портретов своих учеников у разных педагогов. Так, для 17% педагогов данное задание оказалось трудновыполнимым. Их описания являются небольшими по объему, фиксируют лишь внешние характеристики учеников, отличаются общими формулировками, например: "N. невысокого роста, светловолосая, с голубыми глазами, спокойная .".

Для второй группы (39%) характерно поверхностное описание личности ребенка, изобилующее общими характеристиками, хотя отмечаются его особенности по каким-то параметрам, например ".сообразительный, беспокойный, задиристый.". Прогностические оценки и перспективы развития детей либо шаблонны, либо отсутствуют.

Третья группа (33%) характеризуется выделением в своих портретах индивидуальности ребенка, признанием его ценности, но в их описаниях большое место занимают недифференцированные характеристики, например "хороший ученик, обычная внешность и т. п.". Прогностические оценки и перспективы развития ребенка даны в общем плане: "Необходимо дружелюбное отношение взрослых, больше личных бесед .".

Для четвертой группы педагогов (11%) характерно выделение своеобразия личности ребенка, подчеркивание его индивидуальности, наличие прогностических оценок, рассмотрение условий для оптимального развития человека. В психологических портретах своих учеников педагоги отмечают и нравственные качества (например, принципиальный, добрый, ответственный), и интеллектуальные (например, способный, смышленый, умный), и волевые (например, настойчивый, несдержанный, рассеянный), и индивидуально-стилевые особенности личности (например, замкнутый, раскованный, медлительный). Педагогов данной группы отличает глубина фиксируемых качеств личности, понимание мотивации и поведения, а также безоценочное принятие ребенка. Эксперты высоко оценили у педагогов данной группы богатство и разнообразие психологического словаря, использование в основном положительных характеристик, а также фиксирование изменений в результате взаимодействия педагога с ребенком как в личности ребенка, так и в собственной "Я-концепции".

Чем многомернее модель личности ученика, которой оперирует учитель в процессе взаимодействия с учащимися, чем она более дифференцирована и структурирована, тем адекватнее оценка учителем личностных качеств учащихся, тем более гибка и многообразна система воспитательных взаимодействий учителя и ученика, тем эффективнее реализация развивающей функции обучения. И, наоборот, ограниченный, суженный ряд психологических характеристик личностных особенностей учащихся определяет неадекватность отражения учителем личностных особенностей учеников, приводит к неправильному представлению о своеобразии их индивидуальных особенностей, ошибочной трактовке мотивов поведения, способностей, причин тех или иных поступков, что, в свою очередь, приводит к "потере" личности ученика, к созданию условий, тормозящих ее развитие.

Страницы: 1 2 3 


Статьи по теме:

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи (ОНР), было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.Н. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др.) в 50–60-е гг. 20в. Под ОНР у де ...

Результаты исследования психологических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
По проведённым методикам «Тест школьной тревожности» Филипса, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, были получены следующие результаты. По методике « Изучение учебной мотивации школьников» М.И Лукьянова, Н.В. Калинина среди воспитанников детского дома выявлено: с очень высоким уровнем мотивации обуч ...

Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru