Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут.
Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая собственными силами, без посторонних влияний, без чужой помощи» (С.Ожегов).
Структура самостоятельной работы включает в себя три этапа: подготовительный, исполнительный и проверочный, в который входят анализ задания, поиск способов его осуществления, планирование, выполнение, проверка и оценка результатов.
Самостоятельная работа на уроке может успешно применяться на его различных этапах: при подготовке к восприятию нового материала; при изучении новых знаний, формировании умений и навыков; при применении знаний на различном уровне (репродуктивном и продуктивном); при обобщении и систематизации знаний.
В практической деятельности самостоятельная работа обычно представляет такую организацию обучения, при которой учащиеся по заданию учителя, под его руководством самостоятельно выполняют какое-то задание в специально предоставленное для этого время.
Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, учащиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной учителем.
Можно предложить учащимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно:
1) обобщить его и сделать выводы;
2) спрогнозировать дальнейший ход событий;
3) высказать сомнение;
4) сделать графические работы;
5) выполнить практическое задание.
В современной практике обучения можно наблюдать отсутствие четко сформулированной задачи для выполнения самостоятельной работы. В результате ученик выполняет работу либо по отработанному варианту, либо методом «проб и ошибок».
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке требует определенных условий, обеспечивающих ее успешность.
1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.
2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).
3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.
4. Соотнесение объема и сложности работы с темпом его выполнения.
5. Осознание учеником цели и появление желания к ее достижению.
6. Использование различных форм деятельности учащихся для достижения поставленной цели:
1) фронтальная работа (все ученики выполняют одно и то же задание);
2) коллективная работа (каждый выполняет какую-то часть общего задания);
3) групповая работа (группы учащихся выполняют разные или одинаковые задания);
4) индивидуальная работа (каждый ученик выполняет особое задание).
Кроме того, хорошая организация самостоятельной работы учащихся на уроке невозможна без основательной дидактической подготовки учителя.
Статьи по теме:
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети уча ...
Профессионально-педагогическое развитие учителя иностранного
языка
«Учитель – главная производительная сила общества» И.А. Зязюн. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развитие компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях развивается ...
Организация исследовательской деятельности
К любой научно-исследовательской деятельности предъявляются определенные требования. Исследовательская работа совсем не обязательно должна быть экспериментальной, это может быть и работа только с литературными источниками. Тогда что же считается исследованием? Вкратце можно сказать, что в результат ...