Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий

Аналитическое образование » Формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии » Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий

Страница 2

Преимущества предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:

1) возможностью действовать не только в плане представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы);

2) возможностью организации совместной продуктивной деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в группе.

В частности, уроки технологии позволяют добиваться максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной основы выполняемых действий как по ходу выполнения, так и после (рефлексия действий и способов). Выполнение заданий позволяет систематически практиковать работу в парах и микрогруппах, стимулируя выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный контроль.

Универсальные учебные действия, формируемые на разных этапах урока технологии представлены в Таблице 3. (JI – личностные УУД; Р – регулятивные УУД; П – познавательные УУД; К – коммуникативные УУД)

Таблица 3. Универсальные учебные действия, формируемые на уроках технологии

Краткое описание этапов урока открытия нового знания

Перечень УУД, формируемых на данных этапах

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируется требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»), В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (JI);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

– волевая саморегуляция (Р)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию проблемного учебного действия.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение пробного учебного действия (Р);

– фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3. Выявления места и причины затруднения.

В данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, – где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, поня-тием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способ-ности, которых не достает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Г1);

– подведение под понятие (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– постановка и формулирование проблемы (П);

– структурирование знаний (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– разрешение конфликтов (К).

4. Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: S ставят цель, S согласовывают тему урока, S выбирают способ, S строят план движения цели, определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (JI);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);

– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

– поиск и выделение необходимой информации (П);

– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

– планирование (П);

– прогнозирование (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

– разрешение конфликтов (К).

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

– смыслообразование (JI);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

– выдвижение гипотез и их обоснование (П);

– поиск необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательства (П);

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– осознание ответственности за общее дело (JI);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– разрешение конфликтов (К).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, классификация (П);

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– построение логической цепи рассуждения,

доказательства (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л);

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий. Которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, классификация (П);

– извлечение из текстов необходимой информации (П);

– использование знаково-символических средств (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

– волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К).

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выполняются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация, классификация (П);

– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

– подведение под понятие (П);

– моделирование, преобразование модели (П)

– использование знаково-символических средств (П);

– установление причинно-следственных связей (П);

– выведение следствий (П);

– самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– построение логической цепи рассуждений, доказательства (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

– контроль, коррекция, оценка (Р);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– учет разных мнений, координирование разных позиций (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– достижение договоренностей и согласование общего решения (К);

– постановка вопросов (К);

– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);

– управление поведением партнеров (К);

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и её результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

– рефлексия способов и условий действия (П)

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

– адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– использование критериев для обоснования своего суждения (К);

– планирование учебного сотрудничества (К)

– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Цель, задачи, содержание и выводы формирующего этапа исследования
Формирующий этап исследования проводился с 11 октября по 11 марта 2012 года. Целью данного этапа было: сформировать представления о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) Подобрать или разработать содержание дидактически ...

Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах
Различные курсы гражданского образования сегодня существуют уже во многих школах Российской Федерации. В ряде регионов оно включено в региональный образовательный компонент. Появились и продолжают появляться различные курсы и программы как рекомендованные для применения в общеобразовательных школах ...

Изучение проблемы сенсорного воспитания зарубежными и отечественными педагогами и психологами
Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики такие, как Ф.Фребель, М.Монтессори, а также ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru