Прием моделирования с помощью таблицы
Если в процессе решения необходимо установить соответствие между элементами двух или нескольких различных множеств, то целесообразно использовать таблицу. Поле таблицы представляет собой декартово произведение этих множеств. Количество входов в таблицу определяется количеством выделенных в задаче множеств.
Задача 6. В одном из московских вузов на разных курсах учатся четыре студента. Определить фамилию, имя, курс, на котором учится каждый студент, если известно следующее.
Борис прошлую летнюю сессию сдал на отлично;
Виктор должен был летом ехать на практику в Омск;
Иванов собирался поехать домой в Челябинск;
Антон был курсом старше Петра:
Борис и Орлов коренные москвичи:
Крылов в прошлом учебном году окончил школу и поступил на тот же факультет, на котором учился Зуев;
Борис иногда пользовался прошлогодними конспектами Виктора.
Решение: Построение модели начнем с выделения трех множеств: множество имен студентов, множество их фамилий и множество курсов. Таблица 2 с четырьмя входами охватывает все возможные соотношения между именем и фамилией, между именем и курсом и между курсом и фамилией.
Если теперь, в соответствии с условием, в таблицы 2 ставить знаки «минус» на заведомо невозможных парах элементов, то можно прийти к решению задачи.
Отметим в таблице данные из условия задачи.
Борис прошлую сессию сдал на отлично, следовательно, Борис не на I курсе — в клеточке (Борис; I) ставим знак «минус».
Виктор летом едет в Омск, а Иванов в Челябинск, значит, фамилия Виктора не Иванов — в клеточке (Виктор; Иванов) прочерк.
Антон курсом старше Петра, значит, Антон учится не на I курсе — в клеточке (Антон; I) появляется знак «минус».
Так как Борис и Орлов коренные москвичи, то фамилия Бориса не Орлов — в клеточке (Борис; Орлов) ставим прочерк.
Таблица 2
Имя, курс |
Фамилия |
Курс | ||||||
Зуев |
Крылов |
Иванов |
Орлов |
I |
II |
III |
IV | |
Борис |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
Виктор |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
Антон |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
Петр |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
I |
- |
+ |
- |
- | ||||
II |
- |
- |
+ |
- | ||||
III |
+ |
- |
- |
- | ||||
IV |
- |
- |
- |
+ |
Статьи по теме:
Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот ...
Развитие творческого
воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пред ...
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального н ...