обогащение содержания творческой деятельности;
овладение «языком» творчества;
В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.
В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов – к живописи или графике, пластике или дизайну.
На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.
Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень. В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов, особую роль при этом играет формирование у них обобщенных способов обследования предметов. От способов обследования зависит структура формируемых образов.
Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.
Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс. Это отмечают все педагоги и психологи, упомянутые выше. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения. В отдельных условиях под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, жизненных потрясений идеалы могут претерпевать коренные изменения. "Педагогическая суть процесса формирования художественных и эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления о прекрасном, об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме", - отмечает в своей работе Е.М. Торшилова.
Статьи по теме:
Этапы работы с видеотекстами и их задачи
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой обучения иностранным языкам, коммуникативная компетенция и способы ее достижения являются одними из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в области преподавания иностранных языков восходят к опред ...
Проект формирования у младших школьников умения
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему
миру
Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно офор ...
Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пс ...