Основными задачами воспитания детей дошкольного возраста, согласно примерному Положению, являются:
охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
обеспечение физического, социально-нравственного, художественно-эстетического и познавательного развития детей в соответствии со стандартом дошкольного уровня образования;
Несмотря на это в педагогической практике до сих пор не изжита недооценка роли художественно-творческих видов деятельности как одного из направлений эстетического цикла (системы) в создании гармоничного, эстетического отношения ребёнка к внешнему окружению. Преобразование модели воспитания, реализация личностно-ориентированного подхода в организации педагогического процесса эстетического воспитания требует пересмотра целей, задач, функций творческих видов деятельности, что в практике осуществляется довольно медленно и не всегда эффективно. Исследования показывают, что многие дети, владеющие основами изобразительной деятельности, не обладают достаточно осознанными образными представлениями о явлениях действительности. "Констатирующее обследование детей 6-8 лет показало, что только 24% диагностируемых проявляют способность чувствовать эмоциональный характер явлений действительности и выделять "выразительное" в окружающем мире (любоваться миром); 88% детей не оценивают адекватно свои творческие возможности. У этой же группы отсутствует социальная мотивация реализовать себя, недостаточно развита творческая инициатива. Они не умеют занять достойное место в коллективе, раскрыть другим ценность замысла и исполнения своей работы, не уверены, застенчивы, внутренне "зажаты".
Проанализировав возможности эстетического воспитания и сопоставив их с реальной организацией педагогического процесса в дошкольных учреждениях, стали очевидными следующие недостатки в организации и руководстве эстетическим воспитанием:
• отсутствие принципа комплексности в использовании всех возможных средств художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы раздела;
• отсутствие вариативных методик диагностики уровня художественно-эстетического развития дошкольников;
• недоучет психолого-педагогических условий в организации и руководстве воспитательной работой по эстетическому и художественному восприятию дошкольниками окружающего мира и произведений искусства;
• низкий качественный уровень подготовки воспитателей по данному направлению работы;
По этому поводу следует заметить, что занятия ручного творчества предполагают не просто овладение ребенком технической стороной творчества, но и осознание ребенком его деятельности. А каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: так познавательная – детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная – порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная – направляет сознание ребенка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально-ценностных отношений. Творческая же деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества.
Рассмотрим пример занятия по изобразительной деятельности:
Целями данного занятия являются:
развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой;
развитие воображения, фантазии;
развитие чувства цвета, восприятия цвета;
знакомство с техникой рисования акварелью;
Дидактические материалы к занятию:
Статьи по теме:
Теоретическое
обоснование блочной системы обучения
Ориентация школы на подготовку кадров, привязанных к определенной профессии, — путь малоперспективный. Любая массовая профессия, полученная выпускником школы, не может гарантировать ему рабочее место в течение всей жизни. Определенному их числу потребуется овладеть специальностями, которые пока не ...
Механизм творческого воображения. Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение – э ...
Сравнительная характеристика грамматических явлений русского и немецкого
языков
грамматика немецкий язык обучение сказка В лингвистической литературе, рассматривающей вопросы типологического сопоставления грамматического строя русского и немецкого языков, выделяются с одной стороны, сходные черты, а с другой – различия на всех уровнях (морфемно-морфологическом и синтаксическом ...