Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей

Аналитическое образование » Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей

Страница 2

Распространение простого двусоставного предложения идёт постепенно. Сначала в предложение вводится прямое дополнение винительного, дательного, творительного падежей: Лена шьет платье. Хлеб режут ножом. Затем вводится определение: Маленькая девочка собирает ягоды. И наконец, в предложение вводится косвенное дополнение винительного, родительного, дательного, творительного падежей: Дети смотрели на слона. Лодка плывет к берегу. И обстоятельство: Дети гуляли в лесу и т.д.

Параллельно с формированием у детей распространенного простого предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными членами (подлежащими, сказуемыми, определениями, дополнениями, обстоятельствами), а также ведется работа и по её грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Затем отрабатывается подчинительная связь (управление), при которой подчиненное слово употребляется в косвенном падеже без предлога или с предлогом. Отработка падежных форм дается по возрастающей трудности их усвоения. Винительный падеж прямого объекта: Вижу маму, Вижу папу; творительный падеж орудийности – Рубить топором; дательный косвенного объекта – Удочка рыболову; родительный принадлежности – Книга брата.

После отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с пониманием назначения предлогов и их практическим усвоением. Работу можно начать с предлогов: в, на, за, под, с, к, которые наиболее часто употребляются в речи затем можно перейти к работе по усвоению, предложно – падежных конструкций.

Глагольные конструкции с неизменяемыми частями речи (примыкание) усваиваются детьми на материале наречий. Вначале отрабатывается круг пространственных наречий: близко, высоко, справа, слева и т.д., затем наречия обозначающие время: вчера, сегодня, днем, ночью, утром; образ действия: быстро, медленно, тихо, громко и т.д.

Параллельно с работой над фразой ведется работа над интонацией. Логопед формирует у детей представления о повествовательно и вопросительной интонации.

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. разработали логопедическую программу по формированию лексико-грамматических средств речи.

Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю. Содержание обучение включает в себя:

· развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предлогов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;

· практическое усвоение некоторых способов словообразования с использованием существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами и глаголов с приставками на, по, вы;

· умение изменить форму глагола (преобразование глаголов повелительного наклонения 1-го лица единственного числа в изъявительном наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (спи – спит, пей – пьет);

· овладение навыками составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картинке, по моделям:

а) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + прямое дополнение: Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) + пьет чай (компот, молоко), читает книгу, газету;

б) именительный падеж имени существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: Кому мама шьет платье? – Дочке, кукле. Чем мама режет хлеб? – Мама режет хлеб ножом.

Закрепление навыков составления короткого рассказа.

На занятиях по развитию лексико-грамматических средств языка необходимо создавать достаточный запас словарных образов, сложившихся уже на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий – обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. На занятиях этого типа уточняется названия предметов, их назначение, формируется умение выделять части предмета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Статьи по теме:

Детальное освещение некоторых видов перспективной и текущей подготовки мастера
Разработка ПТП для мастера ПТП не обязательный документ, но его рекомендуется составлять начинающим и молодым мастерам. Качество плана не удается оценить на этапе его разработки, потому что реализация этого педагогического проекта зависит не только от планирования, но и от ситуаций, которые сложили ...

Специфика изучения ИЯ на старшей ступени
Специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе включает следующие положения: - роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной системе; - специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы, основ ...

Развитие дополнительного образования в России в советский период
Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20–30-е гг. прошлого века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методологические материалы по внешкольному воспитанию. Создавались все ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru