Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей

Аналитическое образование » Особенности лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи » Направление работы по устранению нарушений лексико-грамматического строя речи у детей

Страница 3

Предметный лексический материал связан с названием предметов, знакомых детям (стул – сиденье, спинка, ножик; шкаф – полка верхняя, нижняя, дверца; книга – страница, обложка). Дети учатся группировать предметы по признакам (на верхнюю полку положи летнюю одежду; на нижнюю полку – зимнюю). Уточняется значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (У Маши юбка – у Машеньки юбочка и т.д.).

Глагольная лексика строго не связана с какой-то определенной темой, поэтому можно проводить работу по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами в беседе на знакомые темы: «Игрушки», «Комната», «Продукты питания». Дети учатся воспринимать приставочные глаголы (налей – вылей воду, полей цветок; брось мяч – перебрось – подбрось), выполнять действия с предметами, усваивая значения предлогов в, на, над, под, (положи книгу в ящик, а папку на стол; собери со стола красные карандаши, а зеленые убери в коробку).

Занятия по формированию словаря предусматривают работу над практическим употреблением в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с различными приставками. В этих темах заложены большие возможности для развития чувства языка в области морфологии.

Недостаточное восприятие детьми на слух значимых частей слова, изменяющих его лексическое и грамматическое значение, обуславливает необходимость разработки приемов обучения. Так, первоначально дети выполняют действия, выраженные приставочными глаголами; затем уточняют значение глагола по следам демонстрации действий (скажи, кто вылил сок, кто перелил, кто налил). При этом их внимание все время направляется на изменения значения выраженного той или иной приставкой.

Затем дети составляют предложения, используя соответствующие глаголы. Произношение выделенных для специальной работы глаголов предварительно отрабатывается на индивидуальных занятиях с учетом трудностей в воспроизведении слов различного слогового состава.

Для практического усвоения элементарных форм словообразования является употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными значениями. Логопед приучает детей вслушиваться в изменение оттенков значения слов, вносимых тем или иным суффиксом. Это способствует первоначальному осмыслению морфологической структуры слова, развивает зачатки словотворчества. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова.

На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Логопед следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

На вопрос «кто?» дети отвечают по-разному: мама, папа, брат, сестра, мальчик, девочка. На вопрос «что делает?» они тоже отвечают различные варианты ответов: сидит, спит, ест, рисует и т.д.

Первоначально, используя перечисленные выше лексический материал, дети составляют предложения типа: Мама сидит. Папа спит (именительный падеж существительного+согласованный глагол). Затем модель предложения усложняется в соответствии с требованиями программы.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв
Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пе ...

Внедрение современных образовательных технологий
Серьёзные шаги предприняты в части обеспечения доступа в Интернет как средства расширения информационного поля обучающихся и педагогов. Информационно-коммуникационные технологии являются важным ресурсом совершенствования системы образования, позволяющим обеспечить его доступность и качество, повыси ...

Показатели уровня развития познавательной активности
Умственное развитие учащихся, являясь основным показателем эффективности любого метода или процесса обучения, тесно связано с познавательной активностью и самостоятельностью, уровень развития познавательной активности и самостоятельности характеризует познавательные возможности человека, и вместе с ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru