Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости

Страница 2

Определить трудность протекания процесса адаптации можно по изменениям в поведении детей: чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, или заторможенность, апатия, при неблагоприятных условиях возникает чувство страха, отказ от посещения школы. Положительными показателями является формирование адекватного поведения, установление контактов с учителями и сверстниками, овладение навыками учебной деятельности, стремление получать положительные отзывы.

В младшем подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания, по данным психофизиологов, обнаруживаются регрессивные отклонения при организации произвольного внимания, задаваемого словесной инструкцией. Учитель может отметить, что подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации, «ничего не видят и не слышат». Поведение школьника характеризуется эмоциональной неустойчивостью, неуправляемостью, снижением работоспособности. В основе таких наблюдаемых изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся снижением самоконтроля. Одновременно возрастает потребность в самоутверждении, ответные реакции импульсивны, снижена адекватность оценки своего поведения. Неблагоприятная фаза пубертатного периода у разных школьников приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными адаптационными возможностями, поэтому индивидуальный подход приобретает особую значимость.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одной группой причин школьной неуспеваемости могут быть психофизиологические возрастные или индивидуальные особенности.

Среди причин школьной неуспеваемости также можно отметить следующие:

• недостаточная готовность ребенка к школьному обучению — отсутствие нужных знаний, умений и привычек;

• неверие ученика в собственные силы, синдром неудачника; повышенный конформизм — подчинение ученика нормам класса, группы, а не своим собственным стремлениям;

• оценка достижений не по реальному продвижению в учебе, а по успеваемости сравнительно с лучшими учениками класса; средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка;

• сложность учета потребностей и возможностей всех детей класса;

• отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей;

• настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей;

• неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависимости от возникающих ситуаций.

Эти причины неуспеваемости во многом зависят от поведения учителя. Иной учитель оказывает чрезмерное давление на ученика. Ребенок не может, а педагог требует. Результат: школьник совсем перестает выполнять то, что от него требуют, плачет, проявляет агрессию, замыкается в себе.

Если бы все эти факторы можно было быстро и правильно учесть, то со школьной неуспеваемостью было бы давно покончено. К сожалению, это не так. Если действие объективных факторов можно предположить, то предсказать действие субъективных факторов значительно труднее.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Средства коррекционной работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...

Содержание блочной технологии обучения и использование в ней тестов
Отбор учебного материала следует начинать «сверху» — от современной картины мира, которая должна быть сформирована в сознании ученика к моменту окончания школы. Чрезвычайно важную роль играют глубина и степень детализации изучаемого материала. Приоритет отдается наиболее типичным научным фактам, в ...

Структура педагогики и система педагогических дисциплин
В рамках педагогики существует ряд относительно самостоятельных разделов, связанных с исследованием отдельных сторон учебно-воспитательного процесса. Разработкой целей, задач, содержания, принципов, методов и организации образования и обучения занимается дидактика (теория образования и обучения); в ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru