Психолого-педагогические причины школьной неуспеваемости

Страница 2

Определить трудность протекания процесса адаптации можно по изменениям в поведении детей: чрезмерное возбуждение, даже агрессивность, или заторможенность, апатия, при неблагоприятных условиях возникает чувство страха, отказ от посещения школы. Положительными показателями является формирование адекватного поведения, установление контактов с учителями и сверстниками, овладение навыками учебной деятельности, стремление получать положительные отзывы.

В младшем подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания, по данным психофизиологов, обнаруживаются регрессивные отклонения при организации произвольного внимания, задаваемого словесной инструкцией. Учитель может отметить, что подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации, «ничего не видят и не слышат». Поведение школьника характеризуется эмоциональной неустойчивостью, неуправляемостью, снижением работоспособности. В основе таких наблюдаемых изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся снижением самоконтроля. Одновременно возрастает потребность в самоутверждении, ответные реакции импульсивны, снижена адекватность оценки своего поведения. Неблагоприятная фаза пубертатного периода у разных школьников приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными адаптационными возможностями, поэтому индивидуальный подход приобретает особую значимость.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одной группой причин школьной неуспеваемости могут быть психофизиологические возрастные или индивидуальные особенности.

Среди причин школьной неуспеваемости также можно отметить следующие:

• недостаточная готовность ребенка к школьному обучению — отсутствие нужных знаний, умений и привычек;

• неверие ученика в собственные силы, синдром неудачника; повышенный конформизм — подчинение ученика нормам класса, группы, а не своим собственным стремлениям;

• оценка достижений не по реальному продвижению в учебе, а по успеваемости сравнительно с лучшими учениками класса; средний, общий подход к оценке успеваемости, который не позволяет правильно оценить потенциальные возможности каждого ребенка;

• сложность учета потребностей и возможностей всех детей класса;

• отсутствие специальных методик обучения нестандартных детей;

• настроенность классного руководителя на определенную методику проведения урока, которая может не отвечать потребностям многих детей;

• неспособность многих педагогов к мобильной перестройке в зависимости от возникающих ситуаций.

Эти причины неуспеваемости во многом зависят от поведения учителя. Иной учитель оказывает чрезмерное давление на ученика. Ребенок не может, а педагог требует. Результат: школьник совсем перестает выполнять то, что от него требуют, плачет, проявляет агрессию, замыкается в себе.

Если бы все эти факторы можно было быстро и правильно учесть, то со школьной неуспеваемостью было бы давно покончено. К сожалению, это не так. Если действие объективных факторов можно предположить, то предсказать действие субъективных факторов значительно труднее.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Критериальные основы оценки качества образования
В литературе о качестве образования и мониторинге образования приводится значительное число отдельных критериев, критериально-оценочных комплексов и моделей (систем) мониторинга, построенных по различным основаниям. Ряд из них составлен только из показателей результатов. Так, разработчики Концепции ...

Исследование места компьютерных технологий в структуре досуга детей и подростков
Задачами нашего исследования являются: 1. Изучение структуры досуга детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет 2. Разработка воспитательной программы профилактики компьютерной зависимости среди детей и подростков в возрасте от 12 до 17 лет 3. Реализация программы профилактических мероприятий вос ...

Декоративно-прикладное искусство - составная часть духовного богатства русского народа
Цель: изучение и возрождение традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Задачи: знакомство с национальными традициями декоративно-прикладного творчества; развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности; формирование творческого сознания, преобразующего видения, обра ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru