Первый. Каждый здоровый человек может освоить любой учебный материал.
Второй. Дети отличаются не своими возможностями усвоить тот или иной материал, а индивидуальными способами и средствами освоения этого материала.
Третий. Интерес ученика к изучаемому материалу определяется не содержанием этого материала, а успешностью действий ученика в процессе освоения этого материала.
1. Суть первого постулата заключается в том, что всё открыто человечеству, доступно для понимания каждому человеку.
Конечно, не каждый ребёнок станет великим математиком или физиком. Но всё, что известно в физике или математике и оформлено как учебный материал, может быть полностью освоено ребёнком.
Этот постулат запрещает ссылаться на несостоятельность детей освоить тот или иной учебный материал.
2. Все дети отличаются друг от друга. Их отличие проявляется не в том, что одни плохие – другие хорошие, или что одним доступно учиться хорошо, а другим это не доступно.
Дети отличаются характером, типом мышления, темпераментом и т.п. Однако эти отличия характеризуют их индивидуальность и относятся к внутренним средствам. Жизненные цели и задачи для разных детей могут быть одни и те же, но эти цели и задачи могут быть реализованы разными детьми за счёт разных внутренних средств.
Именно в вопросах средств, в выборе путей и способов реализации целей должны учитываться индивидуальные особенности детей, но не в обозначении образовательных целей, тем более не в определении общеобразовательных целей.
3. Достаточно распространено явление, когда заботливые преподаватели усердно улучшают содержание преподаваемого предмета, стараются включить в программу интересные, любопытные, полезные сведения с надеждой на то, что это вызовет интерес у учащихся, а проявленный интерес будет способствовать улучшению качества обучения. Можно ссылаться на многих авторитетных преподавателей и учёных, которые признались, что такой подход практически малоэффективен. Это не случайно.
Интерес, любопытство возникает и поддерживается тогда, когда изучаемый материал понятен и усвоен, а это обеспечивается успешностью действий учащегося. Когда у ученика какой-то шаг, какие-то действия получаются, то он готов совершить следующий шаг, следующие действия.
Третий постулат констатирует, что, с точки зрения результативности, определяющим является не то, что изучается, а то, как изучается.
Статьи по теме:
Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы
Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием и уровнем его методического обеспечения. Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет констатировать, что проблемы с содержанием учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлен ...
Реформа образования в Казахстане
Реформы, проводящиеся в стране в сфере образования, предполагают изменение системы обучения в средней школе, изменение подготовки и обучения студентов колледжей и высших учебных заведений в контексте динамики непрерывно изменяющихся условий в современном мире. Образование должно: Ориентироваться на ...
Коммуникативно-ориентированный подход в обучении грамматики
В соответствии с главной целью обучения иностранным языкам, когда в качестве конечного результата рассматривается рабочее владение языком, умение использовать его в реальных ситуациях общения для достижения взаимопонимания собеседников, разрабатываются и новые направления в преподавании грамматики, ...