Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях).
Фонетические нарушения характеризуются:
Отсутствием звуков речи.
Недифференцируемым произношением звуков речи.
Заменами звуков.
Нестойким употреблением звуков в разных словах.
Лексические нарушения характеризуются:
Бедностью предметного словаря. Это проявляется в незнании слов ближнего
обихода, частей предметов, поэтому дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов.
Ограниченностью использования и подбора прилагательных, глаголов.
Трудностью использования антонимов.
Недостаточным употреблением в словаре обобщающих понятий.
Слоговые нарушения характеризуются:
Ошибочностью в передаче слоговой структуры слов. Дети при произношении слогов допускают: перестановку слогов, добавляют лишние слоги, сокращают слова так, вместо балерина - барелина, вместо универмаг - унимак.
Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.
Р.Е. Левина с сотрудниками разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи (ОНР): от полного отсутствия речевых средств общения (первый уровень речевого развития) до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (третий уровень). Переход с одного уровня на другой определяется повышением речевой активности, появлением новых языковых возможностей. Индивидуальный темп продвижения ребенка зависит от тяжести первичного дефекта и его формы.
За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подразделяют ОНР по клиническому составу на три основные группы:
неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда отсутствуют явно выраженные указания на поражение нервной системы и недоразвитие всех компонентов речи у детей сопровождается «малыми неврологическими дисфункциями»;
осложненный вариант общего недоразвития речи, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов;
грубое и стойкое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением речевых зон коры головного мозга.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Статьи по теме:
Что такое логика
Как говорил Пиаже «что такое логика как не искусство доказывать?. Четко сформулировать данное понятие, наверное, может каждый, но обратимся к научным источникам. Итак, определения: - Логика (греч. logik ), наука о приемлемых способах рассуждения. - «Логика ж. греч. наука здравомыслия, наука правиль ...
Становление культурно-образовательных связей с Европой в процессе
образования русского государства
Отдельные русские мыслители и учителя XVI в. были людьми достаточно образованными и по греческим, и по европейским меркам. На русский язык ими были переведены такие важные в философском отношении сочинения, как "Диалектика" Иоанна Дамаскина, "Логика Авиасафа" (фрагменты из произ ...
Пути формирования элементов воображения у умственно отсталых младших
школьников на уроках изобразительной деятельности
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки: форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемами построения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных (коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются ...