Интегрирование процесса детского и взрослого дополнительного образования

Аналитическое образование » Интегрирование процесса детского и взрослого дополнительного образования

Процесс интеграции, как объединение ранее разрозненных частей в одну единую систему, сегодня встречается в различных отраслях нашей жизни. Актуален он и в образовании, на сегодня все чаще рассматривают интеграцию не только в случае предметного интегрирования, но также как соединение с систему различных частей дополнительного образования.

Необходимость этого продиктована жизнью. Для того чтобы отвлечь молодежь и взрослое население страны от вредных привычек и организовать правильно досуг, необходимо активное взаимодействие детского и взрослого дополнительного образования.

Вовлечение различных групп населения в дополнительное образование возможно при условии:

- доступности дополнительного образования (за счет бюджетных средств);

- высокого уровня квалификации педагогов, способных увлечь образовательным процессом;

- удобного места расположения учреждений дополнительного образования (по месту жительства);

Ребенок продолжит развивать свой творческий потенциал и формироваться как всесторонне развитая личность, если у него будет возможность и после 18 лет заниматься у любимого педагога, в стенах привычного для него учреждения дополнительного образования тем видом творчества, которое он выбрал как направление дополнительного образования.

Семейные узы будут укрепляться если семья способна жить единством интересов и увлечений, если старшие будут примером для младших в выбранном виде творчества и ситуация успеха будет присутствовать как сближающий фактор.

Цель проекта:

Создание системы интегрированного дополнительного образования для удовлетворения потребностей детей и взрослых, их развития и реализации творческих способностей.

Задачи:

1) Раскрыть суть детского и взрослого дополнительного образования

2) С помощью сравнительного анализа детского и взрослого дополнительного образования выявить единые черты и отличие образовательного процесса.

3) Разработать примерную модель интегрированного дополнительного образования на практическом примере уже существующего творческого коллектива, в котором занимаются взрослые и дети.

Понятие «интеграция» появилось в политическом словаре сравнительно недавно, в 20-х гг. Нашего столетия, и означало «учение об интеграции». Его родоначальниками были немецкие ученые Р. Шмед, Х. Кельзен и Д. Шиндлер.

Процесс интеграции (от лат. integratio- соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Интеграция является сложным междисциплинарным научным понятием, употребляемым в целом ряде гуманитарных наук: философии, социологии, психологии, педагогике и др. проблемы интеграции в педагогике рассматриваются в разных аспектах в трудах многих исследователей. В работах В.В. Краевского, А.В. Петровского, Н.Ф. Талызиной рассматриваются вопросы интеграции в педагогике с другими науками. Г.Д. Глейзер и В.С. Леднёв раскрывают пути интеграции в содержании образования. В работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского раскрыты проблемы интеграции воспитательных воздействий на ребёнка. Интеграция в организации обучения рассматривается в трудах С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец. Названными и другими учеными определены методологические основы интеграции в педагогике: филосовская концепция о ведущей роли деятельности в развитии ребенка; положение о системном и целостном подходе к педагогическим явлениям; психологические теории о взаимосвязи процессов образования и развития. Опираясь на выделенные методологические положения, ученые выделяют ряд понятий: процесс интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса интеграции, принцип интеграции, интегративные процессы, интегративный подход. Под интеграцией в педагогическом процессе исследователи понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, так в рамках новой системы. Сущность процесса интеграции- качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов. Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса. Интегративные процессы являются процессами качественного преобразования отдельных элементов системы или всей системы. Многие исследования в отечественной дидактике и в теории воспитания опираются на выше перечисленные положения при разработке конкретных путей совершенствования образовательного процесса.

Интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции в России в начале 90-х годов. Это связано с начавшимися в стране реформами политических институтов, с демократическими преобразованиями в обществе, с наметившимся в общественном сознании поворотом к признанию самоценности личности, ее гарантированного права на свободу выбора и самореализацию.

Практически все педагоги занимающиеся проблемой интеграции относят к её числу дедактических принципов (И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, М.М. Левина, Н.А. Лошкарева, В.Т. Фоменко, К.Ю. Колесина и др.). Если в общепринятом смысле понимать под дедактическим принципом некоторое всеобщее положение, определяющее формы, методы и содержание учебного процесса во всяком его реальном проявлении, то интеграция, без сомнения, принадлежит к числу дедактических принципов. Однако, как представляется с высоты уже достигнутого знания, положение о принципиальности интеграции может быть уточнено: интеграция не только принадлежит к числу дедактических принципов, но представляет собой первый принцип дедактики.

Интеграция логически определяет саму возможность образования, она очерчивает смысловую грань между возможностью и невозможностью образования, она его предопределяет, в то время как все другие дедактические принципы соотносятся с уже существующим образованием. Будучи первым, принцип интеграции определяет возможность образование как такового, возможность педагогического мышления и, соответственно, всю систему остальных дедактических принципов.

Методологическое значение понятий интеграции станет более явным, если сопоставить его с тем представлением, которое уже существует в педагогическом сознании. «Интеграция,- как утверждают И.Д. Зверев и В.Н. Максимова,- есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем». Представление интеграции как процесса «слияния» различных массивов учебного содержание, имеющее своим результатом новые интегрированные учебные курсы, является на сегодняшний день общераспространенным; именно оно определяет характер практической инновационной деятельности по созданию новых интегрированных образовательных систем.

Данное педагогическое понятие противоречит тому опыту развития интеграционных процессов, который уже накоплен другими науками и получил определенное обобщение в методологической литературе. «Интеграция- это процесс взаимонакопления, уплотнения, унификации знаний, проявляющийся через единство с противоположенным ему процессом расчленения, размежевания, дифференциации… Процессы интеграции появляются лишь в единстве со своей противоположностью- процессами дифференциации.

Опыт развития наук, в том числе и педагогики, достаточно убедительно свидетельствует, что процессы соединения с необходимостью сопровождаются процессами разделения, что интеграция немыслима без дифференциации и что, следовательно, понимание интеграции исключительно как слияние» является односторонним. Интеграция и дифференциация- это две противоположности, которые не могут существовать друг без друга. И когда мы говорим об интеграции в образовании, то с необходимостью подразумевает и дифференциацию, которая сопровождает интеграцию на протяжении всего процесса ее осуществления, дифференциация есть собственный и существенный момент интеграции.

Существует много видов интеграции: по методам, способам, уровням, направлениям. Результаты интеграционного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира. Иначе интеграция может превратиться в поверхностную констатацию- пародию на межпредметные связи.

Ученые считают, что интеграция ускоряет формирование убеждений и мировоззрения учащихся, дает большой выигрыш во времени.

Проанализировав структуру интеграции, можно выделить следующие уровни (ступени) интеграции:

1. Тематическая интеграция (два- три учебных предмета раскрывают одну тему). Этот уровень можно назвать иллюстративно- описательным.

2. проблемная интеграция (одну проблему решают учащиеся возможностями разных предметов).

3. Концептуальная интеграция (концепция рассматривается различными учебными предметами в совокупности всех их средств и методов).

4. Теоретическая интеграция (философское взаимопроникновение различных теорий).

Вопрос об интеграции- один из ключевых вопросов о том, какие перемены происходят в современном мире, какие тенденции открываются в экономической, социально- политической и других сферах человеческого бытия.


Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru