• страх не справиться со сложной ситуацией;
• страх общения со сверстниками (страх быть обиженным, осмеянным или проигнорированным);
• трудности общения с противоположным полом;
• отрицательный эффект выраженной однажды искренности ребенка (в разговоре и поступках);
• нежелание выполнять требования взрослых, участвовать в чем-то;
• неумение осуществлять выбор, решаться на действие;
• затаенная накопившаяся обида, огорчения;
• повышенная тревожность (о себе, о ком-то из родителей);
• слишком большие обязанности для ребенка;
• строгое или жестокое наказание ребенка;
• сексуальное насилие или его попытки над ребенком;
• тяжелая болезнь или частая болезненность (физическая или психическая);
• культивирование родителями отчужденного, слишком послушного, «правильного» поведения;
• ощущение себя ненужным, лишним в семье.
Если ничего не предпринимать, то замкнутый ребенок останется в опасности:
• будет подвержен насмешкам окружающих, сверстников, будут сниться ночные кошмары (проблемам, страхам останется выражаться только через них);
• не научится вступать в беседу, поддерживать контакт (грозят проблемы с общением во взрослой жизни), будет в одиночестве;
• не сможет проявлять свободно свои чувства и желания;
• постоянно станет контролировать себя, свое общение и действия;
• будет бояться свободно развиваться, познавать, совершенствоваться в разных сферах жизни;
• не сможет удовлетворять многие свои социальные, психологические, личностные, сексуальные потребности;
• сохранит неуверенность в себе на многие годы (не будет решаться на выбор, доводить всё до конца, сворачивая с пути, не будет решать сложные проблемные ситуации);
• возможны душевные расстройства (они же уменьшают продолжительность жизни).
Чем дольше сохраняется это состояние, тем более ребенок погружается в него. Это осложняет его освобождение из замкнутого поведения.
Статьи по теме:
Обучаемость и ее компоненты
Рассматривая индивидуально-типические компоненты продуктивного мышления, мы ставили перед собой задачу выделить те его особенности, от которых зависит легкость овладения однородными знаниями, темп продвижения в них, т. е. связывали его с понятием общих способностей. У школьников эти свойства их пс ...
Психолого-педагогические аспекты формирования экологических
представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений, но мы в своей работе возьмем за основное определение академика М.С. Гилярова: «экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между со ...
План модернизации общего образования Московской области
Современное образование немыслимо без инновационных процессов, которые, по мнению ряда исследователей, являются одной из его важнейших характеристик. В программных документах, раскрывающих суть новой образовательной политики России (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г ...