Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?
Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.
«1. Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия, что включает в свою очередь три направления:
- ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
- гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
2. Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействие взрослых и детей:
- гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;
- разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
- реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения».
Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.
«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из участников 8 международной конференции «Воспитание свободой независимой личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия».
С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции ненасилия.
В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем необходимыми методическими материалами.
Статьи по теме:
Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...
Метод рассказывания
На протяжении второй половины XX в. дети были практически лишены тех традиционных способов общения со взрослыми, которые существовали веками: исполнения колыбельных песен, слушания сказок, бывальщин и быличек, участия в земледельческих праздниках, хороводах, ярмарках. Меткое слово, смысл которого р ...
Игры-занятия на
формирование сенсорных эталонов для детей младшего – старшего дошкольного возраста
с нарушением интеллекта
Младший дошкольный возраст 1. Выкладывание из мозаики на тему «Курочка и цыплята». Дидактическая задача. Фиксировать внимание детей том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. Материал. Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементом В каждую коробк ...